Красиво жить не запретишь или Глянец по необходимости или по моде

Так есть что-то в глянцевом паркете или одни понты, память о распальцовке 90-х, когда у быстро разбогатевших новых любителей шикарных интерьеров всё должно было сверкать, искриться и струиться? И когда ближнее Подмосковье проросло, как поганками после ядовитых дождей, странными особняками, строившимися вовсе без проектов, по наитию, а то и по проектам лихих архитекторов, быстро освоивших строительство в таких стилях архитектурного оформления, как Хай-так, Потрафитто, Чегоизволитес. Некоторые из них так и не были достроены, какие-то с большими потерями продавались для переделки, некоторые пустуют, обозначая застолблённый участок, который за это время существенно вырос в цене после того, как вступил в силу порядок юридического оформления земли.

Да к тому же и само слово «глянец» претерпело существенную девальвацию, обозначив малопочтенные журналы на мелованной бумаге, проповедующие роскошь сигарных салонов, сверкающую или потертую по канонам shabby chik кожу обивки эксклюзивных образцов работы итальянских дизайнеров и мебельщиков, дорогие швейцарские часы и коллекции украшений, соизмеримые по цене с размерами долгов пенсионного фонда страны. Так это слово в современном понимании в чем-то стало синонимом термина «гламур», в свою очередь прошедшего путь от английского «грамматика», «волшебство» до современного обозначения стандарта «роскоши», «шикарного», внешнего блеска. По Виктору Пелевину, гламур (глянец) - это маскировка, которая нужна для того, чтобы повысить свой социальный статус в глазах окружающих, чтобы они думали, что человек имеет доступ к бесконечному источнику денег.

И всё-таки, давайте попробуем восстановить значение этого слова. Давайте подышим на глянцевую поверхность, потрем ее кусочком замши, постараемся восстановить сущность понятия «глянец» применительно к такому элементу современного интерьера, как деревянные напольные покрытия. Вспомним, к слову, как об этом сказано в договоре свободного охтенского паркетного мастера на работы в нижнем и антресольном этажах старого Эрмитажа в конце XVIII в., где после перечисления особенностей настила и требований к древесине говорится: «Настланные паркетные полы с галтелями сдавать совершенно чистые, плотные, без реек и всякой замазки и натертые воском, глянцевитые». Ведь явно в те времена речь шла не о раздувании щек, да и заказчица у эрмитажного строения под руководством архитектора Фельтена была правительницей серьезной и строгой.

Итак, что же такое сверкающий на полах глянец, почему он востребован время от времени и по разным поводам уже несколько веков, где он желателен, в каких случаях необходим, и почему его так не любят отечественные паркетчики? Один из ответов на эти вопросы в хрестоматийных пушкинских строках: «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета». Мода, вечная и меняющаяся, уходящая и возвращающаяся, возвышающая и ниспровергающая, мода, сменяющая востребованные стили архитектурного оформления интерьера по каким-то не поддающимся рациональному объяснению законам, именно она – главная причина регулярного обращения к сверкающим полам. То ли этот всемогущий диспетчер стилей диктует ипостаси и других элементов отделки интерьеров деревом, к числу которых относятся двери, мебель, отделка потолков, стеновые панели, то ли усилия дизайнеров отличиться в какой-то из конкретных вариаций элементов стиля приводят к распространению тех или иных модных трендов.

Сегодня нарастающая потихоньку востребованность глянцевых натяжных потолков «Потолкофф», итальянских минималистских дверей Pulizia со стеклянными вставками, глянцевой отделкой и широкой цветовой палитрой, итальянских же кухонных гарнитуров с говорящим названием «Сияние глянца», серьезных музыкальных инструментов с классической зеркальной отделкой заставляет думать, что пришествие очередного витка «глянцевой» моды не за горами.

Из числа стилей архитектурного оформления можно выделить те, для которых глянцевые и зеркальные панели – непременная составная часть. Это прежде всего праздничный и роскошный арт деко с его светом, позолотой, зеркалами, перламутром, контрастами света и тени, блестящей кожей и глянцем отделки мебели. Это поп-арт с глянцем и неоном, ярким пластиком, кислотными обоями и текстилем и глянцевым покрытием полов. Это, наконец, современный хай-течный интерьер с отполированными до блеска хромом и сталью, множественными распределенными источниками пронзительного света, лаком, стеклом, пластиком. Здесь иногда приходится использовать местами рифленое стекло и матированный металл, чтобы хоть немного унять отчаянное буйство света и блеска.

Особые требования к выбору варианта разновидности защитного покрытия деревянного пола предъявляет такая разновидность помещения, как детская комната. Казалось бы, какой глянец на полу в детской, ее маленькие обитатели расцарапают его игрушками и машинками, будут скользить и падать на сверкающем паркете. Ну, прежде всего благодаря препятствующим скольжению присадкам и средствам по уходу из состава современной паркетной химии глянцевые современные полы совсем не скользкие. А что касается того, что поцарапают, ну и пусть. Главное здесь – это способность пола собрать и отразить весь свет, попадающий из окон и от светильников в этом помещении. Глянцевое покрытие благодарно отражает 80-90% попадающего на него света. А, учитывая, что почти наверняка ребенок с игрушками или книжкой устроится не под специально подвешенным светильником, а там, где ему удобно, создать достаточное и равномерное по возможности освещение в детской – очень важная задача. Тем более, что дошкольник и младший школьник с удовольствием устроится на полу, где вместе с ним находят приют игрушки и игры, железная дорога, животные и куклы. Да и пыль на глянцевом покрытии отлично видна, что стимулирует маму почаще проводить влажную уборку помещения. Так что при наших длинных зимах и коротком световом дне на протяжении практически полугода глянцевые напольные покрытия на деревянном полу в детской просто необходимы.

Еще один пример целесообразности глянцевых напольных покрытий – выставочные помещения. Здесь ощущение праздника создается отражающимися источниками света и подсветки, кажущейся глубиной поверхностного слоя образцов, что характерно для применения глянцевого покрытия, и близкими к зеркальным отражениями экспонатов на полу. Вообще такие покрытия отлично смотрятся на больших площадях с большими, во всю стену окнами. Примеры таких помещений можно видеть во дворцах и галереях, построенных в свое время славными в истории отечественной архитектуры зодчими, в таких памятниках истории и культуры, как Большой кремлевский дворец в Москве, как Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Что же так пугает современных паркетчиков, когда они сталкиваются с необходимостью применения глянцевых покрытий деревянных полов? Дело может быть в том, что разнообразные источники света, отражаясь в глянцевом слое, создают на поверхности пола концентрированные яркие световые «зайчики». Благодаря концентрации света в них становятся четко видны малейшие дефекты поверхности защитного слоя и собственно поверхности паркета. Это и риски от шлифовки, и царапинки, и мельчайшие пузырьки, и пылинки, осаждающиеся из воздуха при нанесении лака, и даже очень незначительная «шагрень» и мелкие дефекты, и следы от инструмента (кисть, валики). Перфекционизм заказчиков, не ограниченный никакими требованиями существующих и в значительной степени устаревших нормативных документов, устанавливающих строительные нормы и правила, делает сдачу таких полов после завершения работ исключительно сложной проблемой. Для таких покрытий от паркетчиков требуется высший пилотаж и специальные приемы, не характерные для полуматовых и матовых разновидностей защитных покрытий.

Специалисты компании ВЕРНИСАЖ из Санкт-Петербурга, имеющие длительный опыт работы с самыми разными покрытиями, рекомендуют для таких случаев использовать полировку глянцевых лаковых покрытий. Наилучший результат удается получить, если дать лаку не только высохнуть и полимеризоваться, но и пройти после нанесения всех слоев процесс кристаллизации. Это в зависимости от условий может потребовать от 15 до 30 дней с момента нанесения последнего слоя лака.

Итак, вы решили добиться качественного покрытия деревянного пола глянцевым лаком и прибегнуть к полировке лакового покрытия. Вам придется выполнить определенную последовательность операций и соблюдать некоторые ограничения. Начнем с того, что тщательная шлифовка пола должна на последнем этапе производиться с использованием абразивного материала с зерном не грубее №120. Необходимо пользоваться пылесосом на каждом этапе работы, чтобы тщательно удалять пыль, образующуюся при шлифовке древесины и межслойной шлифовке при нанесении защитных покрытий, и остатки абразива от предыдущей шлифовки. Нужно принять меры по исключению сквозняков и турбулентного движения воздуха на месте производства работ, а также отключить общую вентиляцию и закрыть окна. Если отключение общеобменной вентиляции невозможно, нужно заклеить вентиляционные решетки в данном помещении, используя для этого, например, скотч.

Строгое соблюдение последовательности действий при нанесении глянцевых лаков не исключает возможности различных вариантов. Так, например, обстоит дело с использованием грунтовочных лаков. Применение однокомпонентного грунтовочного лака на спиртовой основе, например, Berger Uni Quick Primer (Exotengrund) слоем с расходом 100 г/м² позволяет избежать коробления древесины и не вызывает подъема ворса древесины. При работе с экзотической древесиной эта грунтовка защищает от возможного влияния масляных выделений такой древесины на адгезию финишного лака. В таких случаях используются два слоя грунтовки. В любом случае важно, чтобы использовался грунт на растворителе с высоким сухим остатком.

После грунтовки нанесение 2-3 слоев матового или полуматового лака с расходом 150 г/м² позволит закрыть возможные огрехи обработки поверхности древесины, включая царапины. По грунтовке можно наносить любые финишные лаки, в том числе на водной основе, например, глянцевый двухкомпонентный полиуретановый Berger Aqua-Seal 2K-PU, не опасаясь воздействия воды на древесину, делать это достаточно быстро, а не по одному слою в сутки, чтобы дать просохнуть влаге, использовать «толстые» слои финишного лака (с расходом 250-300 г/м²), не опасаясь избытка влаги. Наличие нескольких (4-5) «толстых» слоев лака позволяет иметь запас толщины, необходимый для шлифовки абразивными материалами со все более мелким калибром абразива (от 240 до 1500) при дальнейшей полировке.

Нанесение «толстых» слоев лака производится специальным валиком с ворсом 15 мм. Для некоторых «красящихся» экзотических пород, в качестве примера которых можно упомянуть палисандр, а также при реставрационных работах по старым полам в качестве грунтовки рекомендуется использовать однокомпонентный изолирующий грунтовочный Berger Aqua-Seal ExoBloc. Если говорить об условиях проведения работ, желательно несколько понизить температуру в помещении, если есть возможность, слегка отрегулировать батареи отопления на снижение температуры.

Во избежание разноглянцевости при нанесении глянцевых лаков нужно не допускать неравномерности распределения глянцевой взвеси в лаке, тщательно перемешивая лак перед нанесением и используя специальную емкость для смешивания, если предстоит использовать две канистры лака. Нужно следить за одинаковостью температур деревянного напольного покрытия и лака, использовать замедлитель высыхания лака. Валик должен быть сухим, поскольку наличие воды в валике может приводить к разноглянцевости.

Увеличение толщины покрытия, а также компенсация структурной неравномерности поверхности древесины достигаются также благодаря использованию геля, например, Berger Aqua-Seal Spachtel Gel. Как правило, гель наносят между двумя верхними слоями лака, в том числе для заполнения провисов от шпаклевки. Расход геля небольшой – 5-20 г/м².

По завершении формирования лакового слоя необходимо провести тонкую шлифовку однодисковой машиной с сеткой 180 для устранения некоторых дефектов (шагрень, следы от инструмента, использованного при лакировке, загрязнения и пыль). Используется малооборотная машина примерно на 180 об./мин. Дальнейшая полировка предусматривает применение полировальных кругов с зерном от №240 до №1500 (последовательность смены кругов - №№ 240, 320, 600, 1200, 1500) без перескакивания через номера зерна. При достаточной кристаллизации лака одного полировального круга хватает примерно на 10-15 м² пола. Возможно применение полировальных кругов с еще более мелким зерном (№№ 1800 - 2000), но это требует времени кристаллизации лака не менее 30 дней.

Повторюсь, что получение такого глянца – непростая задача, связанная с повышенной трудоемкостью и некоторым удлинением срока отделки. Это может приводить к удвоению затрат по сравнению с обычным вариантом отделки полов. Конечно, все необходимые дополнительные операции и материалы должны быть учтены в смете работ, а к самой работе привлечены паркетчики с нужными квалификацией, опытом и оснащением. Данная статья не претендует на роль маршрутной технологической карты. Ее цель – дать общее представление о необходимых операциях и дополнительных материалах и оснащении, необходимых для получения высокоглянцевых покрытий деревянных полов.

Но если этого требует стиль оформления помещений и если таково желание заказчика, паркет может сверкать и отражать улыбку довольного заказчика и гордого своей работой мастера. В доме, о котором Белла Ахмадулина в «Сказке о дожде» писала «Я была в тот дом приглашена, … где над янтарным озером паркета всходила люстры чистая луна».