Художественный паркет – тема, прошедшая через все наши гламурные интерьерные журналы на протяжении последних двух десятков лет, иных из которых уж нет, и давшая пышные всходы на многих интернет - сайтах. Ах, дворцы, ах, роскошь, о, очарование Версаля, Фонтенбло и замков Луары. Но ведь и мы, ведь и у нас, возьмите Павловский дворец, Китайский дворец в Ораниенбауме, а Останкино, а Константиновский, да хоть бы и Эрмитаж. В том числе пускай и новоделы в Царицыно, в Сенате и Синоде.

Причем тут новоделы, взгляните на Юсуповский дворец на Мойке хоть раз, вам долго будет сниться. И столько около этого всего собралось и появилось, столько материалов новых и приемов, хоть тонировка и патинирование, хоть станки с ЧПУ, искусственное старение древесины, для паркета художественного клеи специальные и лаки с маслом и воском, особая пристрелка, экзотики широкая палитра и термообработка, в дополненье к классическим рисункам из дворцов десятки и сотни новых композиций в разных стилях и штрих последний и тонкий от знаменитой швейцарской Нуворит. Всё в общем, как в дамском анекдоте: сколько теперь надо всякого – маникюр, педикюр, пилинг, эпиляция, фитнес, а раньше бант завяжешь и готово – красавица.

Впрочем, и раньше не все так просто было. Художественный паркет появился в царских и княжеских дворцах, а затем в домах русской знати в XVIII в., во времена строительства Петром I Северной столицы. В XVIII в. мастера–паркетчики варили знаменитый «рыбий» клей из кожи осетровых рыб, работали самодельным инструментом и натирали полы воском. За год крепостной или вольнонаемный мастер из знаменитой охтенской бригады укладывал несколько десятков квадратных аршин «цветных паркетов» на щитах. Рисунки художественных паркетных полов вначале создавались приезжими европейскими архитекторами, а затем и отечественными зодчими, разрабатывавшими проекты убранства дворцовых интерьеров. Поскольку все элементы оформления сосредотачивались в одних руках, рождались до наших дней восхищающие шедевры, сочетавшие роспись потолочных плафонов, лепнину, резьбу по заказной мебели, оформление стен и стеновых панелей-буазери, украшенные золочением, перламутром и накладной бронзой узорчатые резные полотна дверей и многоцветные композиции художественного паркета в едином ансамбле. Стоило это все очень дорого и делалось небыстро.

Для создания необходимой живописной палитры деревянной напольной мозаики старые мастера применяли особую гравировку – графьё, красящие протравы, подкуривание (обжиг в горячем песке) и подкрашивание. В качестве красящих агентов использовались вытяжки из экзотических пород дерева и других растений и соли металлов. Рецепты и методики этих процессов в значительной части утеряны. Сейчас для этого используются современные средства и методы.

Получившие за последние полвека невероятное развитие средства и технологические методы обработки, защиты и сращивания древесины позволяют в проекциях стилей предшествующих эпох в современный интерьер искусству со стен и потолков, с барельефов и резных стеновых панелей распространиться на паркетные полы. Вся палитра образов предшествующих эпох и стилей стала доступной в эстетике современных паркетных полов. Сегодня в распоряжении паркетчиков более 60 традиционных и экзотических пород древесины от почти белых до практически черных, а также возможности разнообразного и стойкого во времени тонирования и патинирования.


Элементы рисунков в паркетных полах, прямоугольные и криволинейные, изготавливаются на всю глубину или на глубину слоя износа в технике маркетри, чтобы обеспечить долгую жизнь паркетному полу. В самое последнее время появились образчики паркетных модулей – декоров на основе паркетной доски или инженерной доски с лицевым слоем 4-6 мм и различными вариантами классического и художественного замощения.

Разработаны процессы искусственного старения древесины, включающие механические, химические и термические методы обработки. В наше время паркетчики используют самое современное отечественное и импортное оборудование и паркетную химию от лучших европейских производителей.

Традиционная древесина: дуб, клен, ясень, карельская береза, лиственница выращивается и обрабатывается в России, а десятки видов экзотических пород поступают из расположенных по всему миру мест произрастания. В последние годы из экологических соображений, чтобы сохранить на планете тропические леса, наметилась тенденция к сокращению вплоть до исключения применения экзотических пород. А разнообразие цвета даже в более широком диапазоне обеспечивают уже упомянутые средства тонирования и термообработки дерева.

Комбинирование различных пород древесины в рисунках художественного паркета, позволяя расширить цветовую гамму этих рисунков и давая возможность сочетать по совпадению или контрасту следы годовых колец и сердцевинных лучей в текстуре поверхности элементов паркета из разных пород, одновременно с этим сопряжено с определенными ограничениями в выборе пород. Применяемые породы не должны существенно различаться по таким показателям, как твердость, естественный блеск поверхности, стабильность к изменениям температурно-влажностных условий.

Применение при стыковке элементов рисунка пород, близких по окраске (например, груша и клен, венге и тик, дуб и светлый орех), может привести к потере различимости этих элементов и «смазыванию» рисунка. Очень осторожно следует применять породы, имеющие свойство существенно менять цвет в течение длительного времени после изготовления паркета. Точно также резкое различие текстуры поверхности, характерное, например, для разного распила платана или карельской березы, может препятствовать формированию нужных свойств рисунка. Резкая неравномерность окраски некоторых пород, например, оливы и зебрано, должна учитываться при попытке их использования в тех или иных художественных композициях и иногда делает такое использование невозможным.

Современные производства, технологии и технические средства, использование традиционных пород дерева, с успехом применявшихся нашими предшественниками на ниве русского художественного паркета, в сочетании со значительной долей высококвалифицированного ручного труда позволяют при реконструкции и воссоздании исторических зданий, являющихся памятниками культуры и архитектуры, воспроизводить напольные покрытия, наиболее точно соответствующие духу и стилю соответствующих эпох. И делать это с приемлемыми затратами и в необходимые сроки.

Художественным принято называть паркет, соответствующий, по меньшей мере, двум требованиям. Во-первых, он должен иметь достаточно сложный рисунок (часто мозаичный, орнаментальный или растительный). Во-вторых, для этого рисунка используется несколько пород древесины. В старину наряду с дубом, кленом, ясенем, березой для художественного паркета брали заморские породы: самшит, цебру, чефраз, амарант, кипарис, палисандр и другие. Теперь часто используют черное и красное дерево (венге и мербау), орех, карельскую березу, платан, амарант, термодерево.

Пол, выложенный художественным паркетом, может перестать играть вспомогательную, фоновую роль и стать равноправной, а по желанию и доминантной частью интерьера. Цветовое взаимодействие со стеновыми панелями, дверьми и мебелью по совпадению или контрасту, дублирование на полу очертаний и мотивов лепных потолочных украшений и живописных плафонов или резных украшений дверей и буазери, повторение бордюром контуров фонтана, подиума, камина в рисунке пола, сочетание рисунков художественного паркета с резьбой мебели и лепниной в интерьере – вот лишь немногие примеры равноправного участия пола в общем эстетическом решении интерьера. Нередко художественный паркет используют, чтобы обозначить функциональный или эстетический центр помещения и расставить акценты.
Конечно, паркетный пол способен служить и объединяющим фактором – как для ансамбля оформления отдельной комнаты, так и для совокупности помещений с разными стилевыми и функциональными характеристиками.

И все же декорировать дворцовые интерьеры – не единственное амплуа художественного паркета. Он может иметь достаточно скромный рисунок, сохраняя свои эстетические достоинства. Современные технологии производства и укладки паркета позволяют воплотить любую фантазию заказчика, архитектора и дизайнера. Подобными возможностями не обладает практически ни один из других видов напольных покрытий. Современные композиции художественного паркета могут быть стильными и авангардными, они естественно впишутся в минималистский и хай-течный интерьер. При этом находки стиля ар деко смягчат холодность и герметичность хай-тека, а вензеля-монограммы, гербы и логотипы, шрифтовые композиции сделают необычным современный корпоративный или жилой интерьер.

Сочетание элементов художественного украшения с классическим («палуба», «елка», «плетенка», «шахматные квадраты» и др.) или модульным замощением и оптимальный выбор пород позволяют регулировать цену покрытия в широких пределах.

Мы часто говорим об ансамблевых решениях и стиле, реализуемых для всего интерьера, забывая иногда, что гармонию и стиль надо начинать искать уже на полу, связывая между собой, скажем, розетку, бордюр и угловые элементы. Например, для классицизма можно обыграть использование меандра в оформлении розетки и в бордюре. Или для модерна можно включить цветочные композиции не только в розетку и бордюр, но и в рисунок модульного паркета фонового замощения или просто использовать в замощении доску голландской фирмы Bolefloor с криволинейным стыком досок. При этом реализуется прием оформления, иногда называемый созданием паркетного гарнитура. Собранные по принципу стилевого соответствия паркетные гарнитуры упрощают выбор варианта оформления пола для заказчика и одновременно упрощают работу дизайнера – интерьериста.

При весьма длительном сроке использования деревянных полов следует с осторожностью говорить о модных тенденциях в оформлении паркета. Тем не менее, меняющаяся и возвращающаяся периодически мода на тот или иной стиль архитектурного оформления, а также появление новых материалов и методов отделки древесины делает вполне уместным разговор о моде для паркетного пола.

Модными могут быть породы древесины, их цвета и фактура поверхности, степень глянца защитных покрытий и разновидности тонирования, искусственное старение паркета, включающее его патинирование, браширование и некоторые другие виды обработки, комбинирование в составе напольных покрытий дерева с другими материалами, например керамикой или даже кристаллами Сваровски.

В композициях художественного паркета модным может быть использование различных изображений, например, бабочек, животных, персонажей мультфильмов, символов и монограмм, шрифтовых изображений, элементов разных архитектурных стилей. Безусловно, носителями тех или иных модных тенденций являются такие распространенные элементы украшения паркетных полов, как розетки, бордюры, угловые элементы, модульные декоры с их комбинаторными возможностями.

Особым случаем формирования или отслеживания модных направлений является разработка так называемых «концепт - паркетов», практиковавшаяся в последние годы в российской паркетной отрасли. Здесь потребовался новый концептуальный подход, что-то сродни концепт-кару. Концепт-кар – плод реализованной фантазии независимых дизайнерских фирм или отдельных талантливых художников-конструкторов. В отличие от прототипов и серийных автомобилей концепты рождают автомобильную моду, представляют художественные и конструкторские идеи, которые овладевают сердцами и умами множества автомобилистов. Концепты являют миру новые формы, цвета, материалы, в них используются последние достижения науки и техники, самые современные технологии и эвристические идеи. Одним из них предстоит уйти в небытие, другим суждена долгая жизнь. Они становятся частью нас самих, как антропоморфные модели Этторе Бугатти, или нашими спутниками, предметами поклонения и любви на долгие десятилетия, как это произошло с моделью Silver ghost («Серебряный призрак») «Роллс Ройсс» и знаменитым «Фольксваген-Жук». «Серебряный призрак» с номерным знаком АХ 201 проехал 804000 км и до сих пор на ходу после почти 100 лет эксплуатации.

По жизненному сроку сравниться с ним и даже превзойти его может разве что паркетный пол. Но что бы такое могло значить понятие «концепт-паркет»? В нашем понимании, это разработки профессиональных художников-прикладников и дизайнерских бюро, выставляемые в единичных образцах с целью привлечь внимание посетителей выставок или презентаций и обкатать новые идеи художественного оформления на возможно большем скоплении публики, а также поразить воображение специалистов, дать им новые изобразительные средства, позволить разработать новые, ни на что непохожие дизайн-проекты. Какие-то решения надолго опережают время и уходят, не оставив следа. Другие становятся привычным и необходимым украшением напольных покрытий в интерьере. В разные годы примерами «концепт - паркетов» у разных производителей художественного паркета явились «Окно в деко», «Приношение Малевичу и Суэтину», «Из истории великих географических открытий», «Хай-течные декомпозиции мотоцикла Харлей-Дэвидсон», «Yellow submarine», «Японские мотивы» и другие.

К числу художественных элементов, широко используемых в художественном паркете, относятся розетки, декоры, бордюры и угловые композиции. Розетки-медальоны – распространенный вид украшения в различных вариантах интерьерной и внешней отделки. Они одинаково хороши и в сложных композициях художественного паркета и в фоновом заполнении пространства пола строгими классическими рисунками. Розетка всегда придает интерьеру нарядность и торжественность. Круглые, овальные, прямоугольные и многоугольные по форме розетки могут иметь строгое геометрическое заполнение, или в их контур может быть включен любой мозаичный или растительный рисунок. Значительно реже, но встречаются в розетках мифологические сюжеты, изображения гербов, торговых марок, логотипов, монограмм, животных.

Использование розетки – распространенный способ согласования эстетики пола с общим архитектурным стилем оформления интерьера, с ее помощью можно привязаться к конкретному рисунку потолочного плафона или лепнины, связать воедино тетраду дерева в помещении: полы, двери, стеновые панели, мебель. Розетка может располагаться в центре помещения или выноситься в любую его часть, являясь ядром формирования определенной функциональной зоны или выполняя задачу коррекции в помещениях сложной формы.

Бордюры как элементы и атрибуты украшения - самый древний способ декорирования пола. Они прошли путь от оберега до широко распространенного элемента интерьерного декора. Что касается эстетической и формообразующей роли, то композиции бордюров и фриза в полах могут выполнять целый ряд функций.

Разделительная: бордюр поможет выделить в интерьере те или иные функциональные зоны, обозначить границы сред, например, на стыке паркета и камня, керамической плитки, керамогранита. Бордюр используется в арочных и дверных проемах, на разделах различных рисунков укладки паркета, может отделять розетку от фонового замощения. Он может иметь любую прямолинейную или криволинейную форму.

Масштабирующая: так же, как оборки, контрастные вставки и полоска в одежде, бордюрные и фризовые элементы применяются для создания кажущихся эффектов увеличения или, наоборот, сокращения размеров помещения. Узкая бордюрная полоска с фризом по контуру зрительно увеличит маленькую комнату, а широкая бордюрная окантовка заставит громоздкое помещение неправильной формы выглядеть более упорядоченным и уютным.

Акцентирующая: бордюр может явиться элементом стиля для любого варианта архитектурного оформления помещения. Это, например, национальный орнамент в этноинтерьере, цветочные композиции для модерна, правильные геометрические узоры для ампира и классики, асимметричные перемежающиеся структуры в интерьере деко и гипертрофированные авангардные образования для хай-тека.

Корректирующая: бордюрная окантовка придаст законченность той или иной композиции в укладке паркета, особенно, если комбинируют разные рисунки или несколько материалов. Правильное применение бордюра может сгладить впечатление от конструктивных неточностей, допущенных строителями: непараллельность стен и перегородок, неправильная форма комнат или наличие в помещении несимметричной конструкции или, например, эркерных выступов. В сочетании с одностильной розеткой и тем или иным вариантом фонового замощения пола бордюр может образовать паркетный гарнитур, выполняющий самостоятельную эстетическую задачу или входящий в состав архитектурного ансамбля оформления интерьера.

Задаче адаптации бордюров при контурном оформлении помещений служат угловые композиции. Они могут явиться для универсальных бордюров элементами стиля, должны сочетаться с бордюрами, имеющими выраженную стилевую принадлежность, и могут также иметь самостоятельную применяемость в качестве элементов художественного украшения полов, особенно при скромном фоновом замощении полов.

В последние годы за городской чертой строят комфортабельные дома, размеры которых, тщательность и разнообразие отделки и убранства вполне совместимы с таким недешевым атрибутом, как художественный паркет.

Способность такого паркета сочетаться с многообразием стилей архитектурного оформления от ампира и классики до кантри и прованского стиля снискала ему достаточно прочную популярность и широкую востребованность в таких домах. Отдельным феноменом является приобретение и попытки восстановить в близком к прежнему облике очень немногие, хоть на сколько-то сохранившиеся старинные загородные усадьбы. Вся гамма особенностей, возможностей и реалий такого ремесла, как реставрация паркетных полов, непосредственно применима к этому случаю.

Русский художественный паркет от мастеров компании «ВЕРНИСАЖ» вне времени и пространства и в любом времени и интерьерном пространстве.