Когда произносятся или слышатся слова "художественный паркет", то чаще всего у многих людей возникают ассоциации с дворцами-музеями и с цветочными орнаментами дворцовых паркетов в них, с многообразием геометрических узоров, созданных замечательными русскими мастеровыми.

Так же было и со мной, до тех пор, пока волею судьбы мне не предоставилась счастливая возможность заняться этим ремеслом лично. Можно считать это случайностью, а может быть в этом проявилась своя закономерность, ибо к обработке древесины меня влекло всегда.

В фирме, где я начинал работать, рядом со мной трудились мастера-паркетчики, имевшие опыт работы по реставрации паркетных полов в Зимнем Дворце, в Русском музее и в других исторических зданиях Санкт-Петербурга. Их опыт был необходим и ценен, так как во многих заказах на изготовление и настил художественного паркета часто использовались рисунки подобные дворцовым. Под их руководством и самостоятельно мне довелось участвовать в изготовлении розетов, углов, лагретов и фризов со сложными рисунками, с использованием разнообразных пород древесины. Было очень интересно постигать тонкости профессии и приятно видеть как сделанное тобой радует людей.

При этом случалось на одном и том же объекте наблюдать соседство нашего штучного наборного художественного паркета с импортным щитовым. Я ничего не имею против щитового паркета - это очень удобный и практичный, по-своему, материал. Просто эти наблюдения позволили мне для самого себя сформулировать суть понятия "художественный паркет.

На досках щитового паркета преимущественно используется один из самых распространённых паркетных рисунков - "разбежка", который ещё называется паркетчиками "первый номер" или "палуба". Так вот на примере этого простейшего рисунка я хочу проиллюстрировать утверждение что для хорошего дизайнера, в союзе с понимающим его замысле мастером-паркетчиком, даже "разбежка" может превратиться в художественный паркет.

Итак, возьмём, к примеру, самый распространённый паркетный материал - дуб. Реагируя на запросы покупателей большинство продавцов предложат дубовый паркет высшего сорта отсортированный по виду распила: радиальный, тангенциальный (с явно выраженным рисунком годичных колец) и, так называемый, "мраморный" (особый приём радиальной распиловки, выявляющий рисунок сердцевинных лучей). Каждый из этих видов распила после шлифовки и лакировки (или вощения) паркета - приобретает свой собственный вид.


Например: если задаться целью постелить "разбежку" из максимально подобранного по степени однородности и однотонности паркетного материала, идеально отшлифовать пол и покрыть его 5-7-ю слоями лака, то в итоге такой паркетный пол будет практически неотличим от щитового. Он может служить нейтральным фоном в любом интерьере, но не более.

А вот, скажем, сочетание, хотя бы, двух, из упомянутых выше, видов паркетных планок, открывает простор для вашего воображения, для воплощения в паркете любой вашей фантазии.

Ещё больше декоративных возможностей скрывает в себе обычный, и значит более дешёвый, стандартный (не перебранный) паркет. В нём допускается значительное различие по цвету и тону, наличию заболони (светлой части древесины). Самое простое решение в таком случае - сделать перед настилом переборку и постараться распределить все виды планок максимально равномерно по всей площади, и у вас получится своеобразный пёстрый коврик. Он тоже выполняет роль фона в помещении, но, при умелом подборе паркетных планок, игра, казалось бы, хаотично расположенных тёмных и светлых пятен на полу позволит использовать контрастные элементы и в самом интерьере.


Но, допустим, пестрота заболони не желательно и её нужно исключить. В этом случае есть возможность использовать планки светлого, среднего и тёмного оттенка, которые можно распределить согласно любой выбранной вами закономерности.

Одним из простых и очевидных способов задания такой закономерности является "растяжка" - плавный переход от светлого к тёмному и наоборот. Возможные варианты изображены на рисунках. Согласитесь, что это уже не просто фон, не просто разбежка, а некий образ, создаваемый игрою света и цвета, способный привлечь внимание и создать оптические эффекты расширения и сужения пространства там, где это может показаться необходимым. Эти эффекты способны вызвать у человека определённое настроение. А если так, то берусь утверждать, что паркетный пол из штучного наборного паркета, постеленного простейшим способом - разбежкой - может нести в себе элементы художественности, раскрытие которых зависит только от творческого подхода к декоративным возможностям исходного материала.

Теперь о заболони. Традиционно, принято считать планки с заболонью "выбраковкой". Чаще всего их стараются не применять. Однако, возможен и иной подход - использовать присущие только ей декоративные свойства.


Мастерами нашей дизайн-студии был постелен паркетный пол при создании которого наличие паркетных плано с заболонью было просто необходимым. О достигнутом результате можете судить по представленным фотографиям.

Кстати в основе этого рисунка лежит именно та самая разбежка, набранная "пёстрым ковриком", а наличие светлых пятен от заболони позволило усилить "лучистость" рисунка, подчеркнуть его, добиться максимального эффекта. Допускаю возможное возражение, что, наличие в этой композиции розетки позволяет и без того, о чём я говорил выше, отнести это исполнение к художественному паркету. Но попытайтесь представить себе то, как бы выглядел этот рисунок при использовании в заполнениях секторов максимально однородного лубового паркета. По-моему, он, вы этом случае, утратил бы значительную часть своей художественности.


Для меня и для мастеров-паркетчиков несомненным является то, что, не сложность рисунки, не высокая стоимость материала определяет художественность паркетного пола, а возможность и способность создать в предлагаемых рисунках те образы, которые возникают у архитекторов, художников и дизайнеров.

Именно тогда, даже простая "разбежка" может превратиться из гадкого утёнка в прекрасного лебедя и действительно стать художественным паркетом.