В очередной раз человечество является свидетелем столкновения традиции с инновацией. И какая разница, что на этот раз противостоят друг другу не паровая машина и двигатель внутреннего сгорания, не натуральные ткани и синтетика, не копья и стрелы и огнестрельное оружие и не бесчисленное множество других вариантов, часть из которых победила в конкурентной борьбе и безраздельно захватила пространство цивилизации, в то время как другие противники поделили это пространство и сосуществуют в той или иной ипостаси. На этот раз речь идет о судьбе старых добрых деревянных паркетных полов. Они не впервые сталкиваются с вызовом. Когда-то многим казалось, что пришествие сначала линолеума, а затем ковролина знаменует собой конец многовекового господства деревянных полов. Так не случилось, но это был первый звонок.

Что же заставляет беспокоиться за судьбу освященного многовековой традицией, натурального, теплого, красивого напольного покрытия? Пожалуй, главная причина для этого – разрыв в динамике развития качественных характеристик деревянных полов и технологии их укладки. С одной стороны отрасль научилась гарантированно высушивать, обрабатывать и защищать такой капризный и разнообразный по свойствам «живой» материал, как древесина.
В арсенале изготовителей более 60 пород древесины, произрастающих в разных частях планеты и различающихся по характеристикам, в том числе по устойчивости к разным и, прежде всего, климатическим и механическим воздействиям. Многорежимные сушильные камеры, точное обрабатывающее оборудование и поточные линии, различные способы защиты древесины, включая ее термообработку, отработанные методы и средства упаковки и хранения деревянных изделий позволили во многом покорить своенравную древесину и получить продукты в виде штучного и индустриального паркета, массивной и инженерной доски и паркетных модулей, обладающие в значительной степени всеми необходимыми для современного строительства характеристиками. За исключением пригодности для быстрого и нетрудоемкого, а, следовательно, и недорогого монтажа.

Укладываются деревянные напольные покрытия примерно так же, как это делали наши предки в прошлом и позапрошлом веке. С трудоемкой подготовкой основания, с использованием промежуточных деревянных конструкций и гидроизоляции, применением синтетических клеящих и защитных материалов, с многократными циклами шлифовки поверхности пола пусть даже и при наличии производительных и в большой степени защищающих от пыли шлифовальных машин. Процесс укладки, как и встарь, остается довольно длительным, трудоемким, дорогим по совокупности видов работ и применяемых вспомогательных материалов, включает значительную долю ручного труда и требует участия профессионалов.

И, наконец, еще одна причина для беспокойства – экологическая. Сырьевые проблемы мировой промышленности в полной мере распространяются и на древесину. Возрастающая потребность в ней, плохо контролируемый процесс вырубки мировых лесов, неэффективная в ряде стран система лесопользования, естественная убыль лесов, в том числе из-за лесных пожаров и вредителей, сложность утилизации химически обработанной древесины и ряд других проблем волнует не только экологов, но и тех, кто занимается деревообработкой и использует ее продукцию, в частности, в строительстве. Надежды деревообработчиков на решение проблемы дефицита на основе быстрорастущей, со специальными свойствами генно-модифицированной древесины пока не подтверждаются сведениями о каких-либо успехах в этой области.

Конечно, многое делалось и делается для того, чтобы полностью или частично заменить ценную древесину в напольных покрытиях более распространенными и дешевыми ее разновидностями или композитными материалами. В том числе успешное развитие технологии тонирования и термообработки древесины позволило в ряде случаев вместо редких и часто дорогих экзотических пород использовать распространенные традиционные породы древесины.

Попытка одновременного решения двух основных из вышеуказанных проблем – экономии деловой древесины и повышения технологичности процесса укладки деревянных напольных покрытий привела во второй половине прошлого века к созданию новых видов напольных покрытий: многослойной паркетной доски и ламината.

И если в первом из них ценная твердолиственная древесина используется в сравнительно тонком поверхностном слое, дублированном несколькими слоями из хвойной древесины, то во втором дерево присутствует только в среднем опорном слое в виде древесно-волокнистой плиты высокой плотности (HDF). Однако не в этом основное достоинство (а на чей-то взгляд недостаток) новых материалов. Их обязанная особенностям конструкции повышенная стабильность позволила выпускать эти материалы в виде шпунтованных или снабженных замковым устройством ламелей большого размера: более метра в длину и шириной порядка 20 см., в основном с нанесенным в заводских условиях финишным покрытием. Был разработан так называемый «плавающий» метод их укладки на подготовленное и выровненное основание с применением эластичной подложки, выполняющей изолирующие и шумопоглощающие функции. Все это позволило резко ускорить процесс укладки напольных покрытий, сделать его менее трудоемким и требовательным к профессиональному уровню исполнителей, а, значит, более дешевым.

При этом заметным достижением в рационализации процесса монтажа стали замковые соединения для ламината и паркетной доски. Использование такой конструкции не столько сократило трудоемкость и стоимость монтажа, которые и так были невелики для «плавающего» пола, сколько позволило снизить требования к квалификации укладчиков или даже перевести эти работы в разряд «сделай сам». Таким образом, эти современные виды напольных покрытий безусловно можно отнести к числу эффективных материалов, способствующих повышению технологичности и темпов строительства.

Каковы перспективы в этом отношении у традиционных паркета и доски из массива? Для паркета это, прежде всего, модульная конструкция, переносящая часть трудоемкости монтажа в заводские условия и частично наследующая в этом отношении мозаичному и щитовому паркету. Вместе с тем установка на объекте модулей с пазами и закладными шпонками не требует особой квалификации укладчиков и позволяет значительно экономить время. Переход на многослойную конструкцию штучного паркета, пионером в применении которой была итальянская «Газотти» с ее пронто-паркетом, дает возможность экономии ценной древесины наряду с дополнительной стабилизацией геометрических размеров при изменении климатических условий. Применение паркета и доски из массива с нанесенным в заводских условиях финишным защитным покрытием («префиниш») также позволяет ускорить процесс укладки этих напольных покрытий и снизить его трудоемкость.

Создание доски из массива с замком – задача интересная, но трудная, поскольку недостаточная стабильность геометрических размеров длинной и широкой доски препятствует реализации требований к точности замкового соединения. Удачным является пример немецкой фирмы Parador, которой удается фрезеровать на кромках досок из массива замки на основе запатентованной технологии solido-click. Использование массивной доски, клееной из небольших модулей, благодаря ее повышенной стабильности и прочности, возможно, позволит широко внедрить для этого вида напольного покрытия такой метод соединения. Но даже и в том случае, если удастся упростить методику сборки на полу паркетных модулей и массивной доски, предстоит еще многое сделать, чтобы обеспечить соответствие требованиям, которые предъявляет эксплуатация прочных и надежных деревянных полов. Пионером, развивающим одно из этих направлений, является датская компания «JUNCKERS», использующая бесклеевую укладку доски и паркета, которые соединяются с помощью стальных скоб-клипов.

Дальнейшим продвижением в обозначенном направлении явилось широкое и достаточно быстрое распространение варианта террасного покрытия, основанного на использовании основания с установленной на нем регулярной пластмассовой или металлической конструкцией, к которой в процессе сборки без труда крепятся деревянные или композитные элементы настила. Между этими элементами предусмотрены промежутки для дренажа.

В свое время (конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века) на смену упрощенной и малонадежной укладке паркета по резино-битумной мастике прямо на цементное основание в нашей стране началось внедрение технологии формирования на полу «паркетного пирога», когда между цементной подосновой и деревянным напольным покрытием монтировали промежуточный слой. Это в большинстве случаев была фанера, которую саморезами или дюбель-гвоздями крепили к стяжке. После этого на фанеру приклеивали деревянное напольное покрытие. Такая довольно громоздкая и трудоемкая схема была связана с тем, что в указанное время в мировой практике отсутствовали клеи, обеспечивавшие надежное соединение таких разнородных и сильно отличающихся по физическим свойствам материалов, как древесина и бетон. Кроме того, использование промежуточного слоя фанеры позволяло снизить требования к прочности стяжки, что немаловажно для распространенного в России качества строительных работ. Внедрение описываемой схемы монтажа, принятой также в ряде других стран, заняло у нас 15-20 лет.

В последнее время в связи с разработкой и появлением на рынке новых высокоэластичных клеев, к числу которых относятся, например, MS-полимерный клей Berger Bond M1S компании Berger-Seidle и некоторые клеи марок SikaBond, Bostik и Uzin, возникла возможность изменения ситуации. Уже распространено несколько вариантов применения, в частности для деревянных покрытий, подверженных прямому воздействию воды (ванные комнаты, помещения бассейнов), и полов на подогреве, где исключение промежуточного слоя фанеры уменьшает тепловую инерцию и потери. Возможно, именно эти варианты будут стимулировать внедрение новых эластичных клеев с возвратом к более простой схеме укладки деревянных покрытий непосредственно на цементно-песчаную стяжку, к которой в качестве подосновы в этом случае предъявляются более высокие требования.

На рубеже нового века в качестве подосновы для укладки деревянных напольных покрытий получила распространение конструкция регулируемых лаг. Она при сравнимых со стяжкой потерях по высоте помещения позволила отказаться от влажных и грязных работ по основанию, упростила работы по выравниванию подосновы, ускорила многократно готовность к укладке напольных покрытий, позволяет успешно решать проблемы тепло- и звукоизоляции подосновы и размещения в ней любых магистралей и коммуникаций. Регулируемая подоснова может использоваться вместе со стяжкой или с успехом может ее заменять.

Применение современных средств защиты поверхности древесины от воздействия влажности всегда было связано с выбором в пользу лакового или масляного покрытия. Оба эти варианта имеют свои достоинства и недостатки. Коллекция продуктов паркетной химии производства Berger-Seidle впервые на отечественном рынке строительных материалов предлагает лаки, совместимые с импрегнированной маслом древесиной.

Это позволяет с успехом решать задачи защиты древесины от воздействия влаги и от износа, связанного с механическими нагрузками на пол. При этом без особого труда можно улучшить визуальные характеристики древесины и подчеркнуть фактуру ее поверхности, резко сократить трудоемкость по уходу за деревянными напольными покрытиями, выполнить ее тонирование при необходимости. В том числе применение, например, масла Berger Classic Base Oil Color обеспечивает возможность получения 34 цветовых вариантов тонирования.

В последние несколько лет широко распространяется технология устройства полов на подогреве. Эта технология позволяет примерно на 30% снизить энергоемкость систем отопления, существенно повысить рациональность организации отопления помещений по сравнению с традиционной конвекционной схемой и отказаться от использования в интерьерах громоздких и малоэффективных радиаторов центрального отопления. И если в первое время вместе с электрическими и водяными системами теплых полов использовались только напольные материалы с высокой теплопроводностью, в том числе камень, керамическая плитка, керамогранит, то затем в этот ряд вошли ламинат и многослойная паркетная доска.

Сегодня разработана и успешно внедряется методика сооружения деревянных напольных покрытий на подосновах с водяным подогревом. Этому способствовали разработка и применение схемы укладки таких покрытий непосредственно на стяжку с помощью эластичных клеев, внедрение масляно-восковых составов для пропитки деревянных напольных покрытий, разработка методики интегрирования водяного отопления в стяжку и создания демпфированных по контуру стяжек.

Казалось бы, как может влиять быстротечная интерьерная мода на выбор очень долговечных и консервативных деревянных напольных покрытий? И тем более, как она может быть связана с технологией укладки деревянных полов? Как это ни парадоксально, влияние моды и связь ее с технологией без труда прослеживаются. В качестве примера можно привести казалось бы не рассчитанное на длительную популярность искусственное старение напольных покрытий, привнесенное в эту отрасль строительства тягой к винтажным вещам и образам былого, которая распространилась по всему миру и захватила одежду, украшения, стеклянную тару, осветительные приборы, мебель и, наконец, отделку и рисунки напольных покрытий из твердой древесины.

Эта мода сделала особо востребованными некоторые экзотические породы и термодерево, призвала для обработки поверхности древесины химические средства патинирования (среди которых, например, быстродействующая патинирующая жидкость Berger BioLye) и механические средства отделки металлическими или пластмассовыми щетками – браширование и искусственное воспроизведение в древесине следов древоточцев. Именно она способствовала широкому распространению масляно-восковых смесей и тонирующих масел в отрасли и возвращению к ряду старинных рисунков укладки паркета («версальский» рисунок, французская «ёлка») и популярности новых, упрощенных рисунков под старину. Можно было бы также упомянуть о влиянии на напольные покрытия таких модных трендов, как этноинтерьер и черно-белый интерьер.

Наверное, всегда или долго еще будет востребован художественный паркет с его многоцветными композициями, сочетанием множества традиционных и экзотических пород, с индивидуальными дизайнерскими решениями, с заметной компонентой ручного труда при изготовлении и монтаже.

Специалисты по художественному паркету восстанавливают популярную в XVIII в. в России технологию гравирования поверхности паркета «графьё». Однако появились уже модули с художественным декором, изготовленные по технологии многослойной паркетной доски одной из австрийских фирм. И будущее паркета и других видов деревянных полов, вопрос «быть им или не быть» будут решаться в ближайшее время теми, кто сможет привлечь к осуществлению задач модернизации деревянных напольных покрытий квалифицированных конструкторов, технологов и художников-прикладников, кто сумеет просчитать перспективную ситуацию на рынке и определить конкурентоспособные виды продукции и изделий паркетной химии от лучших мировых производителей, направления продвижения натуральных продуктов деревообработки в отличие от суррогатов и композитов.