Зачем нужно ходить на выставки? Чтобы на людей посмотреть и себя показать, чтобы почувствовать новые веяния интерьерной моды и проследить тенденции, увидеть и руками прикоснуться к новым материалам, узнать о новых технологических методах, пообщаться со старыми знакомыми и приобрести новых.

Специалисты компании «ВЕРНИСАЖ» стараются не пропускать наиболее значимые выставочные события в своей отрасли, будь то ганноверский Domotex, питерский Batimat, строительный вернисаж в Мюнхене или значимые выставки в Москве. В прошлом апреле две выставки в столице, которые традиционно уделяют большое внимание напольным покрытиям, привлекли наше внимание и вызвали желание поделиться увиденным.

Так я написал в самом начале апреля в позапрошлом году. И в этой части за год ничего не изменилось. А вот расхождение двух разделившихся частей когда-то единой и едва ли не самой большой и представительной строительной выставки в Москве продолжается.



Одна из них, базирующаяся в павильонах выставочного комплекса «Крокус», называлась «Batimat», а вторую, разместившуюся в одном из павильонов ВВЦ (скоро этой площадке вернут родовое наименование ВДНХ, во всяком случае, многие люди всерьёз это обсуждают) и в павильонах выставочного комплекса на Краснопресненской, по-прежнему кличут «Мосбилд». Однако, по порядку.

Так случилось, что на обе выставки в этом году был у меня один день 4 апреля. Поэтому с утра, с самого начала работы входил я под своды первого павильона «Крокуса», где размещались как обычно «Напольные покрытия». Но если обычно это всё-таки в основном были деревянные напольные покрытия или их имитации с некоторыми дополнениями, на этот раз посетителя этой части выставки ждал хладный камень, «Уральский гранит», керамогранит, Киевская керамическая плитка, ПВХ – покрытия, один стенд ковровых покрытий и только по углам и совсем немного паркетной доски и массива.

Была представлена качественная на взгляд паркетная доска из Китая: 1,5 мм лицевого слоя из ценной древесины и 2 взаимно-перпендикулярных слоя подложки из тополя. Ограниченное число пород для лицевого слоя – дуб и сосна и широкий диапазон вариантов тонирования и обработка поверхностей брашированием и простругиванием. Подчеркнутая структура дерева, годовые кольца и сердцевинные лучи, сучки и трещины – всё это работает на создание ощущения естественности и натуральности, а выбор древесины и разнообразное тонирование подтверждают, что производитель ищет экологические обоснованные решения и избегает использования экзотики.

На стенде компании Avis, демонстрирующей райские напольные и настенные картины и образцы из керамогранита неожиданность. И сюрприз не в том, что образцы из керамогранита скрупулезно воспроизводят картинку поверхности дерева разных сортов и окраски со всеми необходимыми элементами структуры древесины.

Неожиданность в том, что на этот раз меня обманывают не только глаза, но и осязание. Прикасаешься к поверхности образцов и чувствуешь шероховатость, неровность, бархатистость и даже тепло древесины. Полное впечатление, что гладишь и прикасаешься к дереву, а не к холодной и вылизанной поверхности керамогранита. Видя мое недоумение, стендисты Avis’а предлагают мне: «Не хотите босиком, впечатление такое же». «Ребята, это что - подклеенный слой дерева?». «Нет, специальная обработка поверхности керамогранита». И это отличное решение для того, кто «сам обманываться рад».

Вот только не пахнет эта «деревяшка» ничем. Но запах – дело наживное, если это повлияет на сбыт, маркетологи вместе с парфюмерами придумают что-нибудь. Удивительная для меня новинка. На стенде множество образцов элементов художественного украшения из разноцветного керамогранита – ковры и розетки, бликующие под светом и завораживающие позолотой. Почему здесь не воспользовались матовыми древесиноподобными материалами? Не понятно. Возможно, побоялись соперничать с художественным паркетом, а, может, нет художников, которые понимают, что ковры не должны сверкать и быть глянцевыми.

И как завершение симпатичный террасный настил отечественного производства от MasterDeck из композита, состоящего на 60% из измельченной древесины, на 30% из полиэтилена низкого давления (ПНД), остальное - добавки. Не гниет, благодаря грамотно выбранному профилю прочен - выдерживает вес автомобиля, практически не меняет цвет под воздействием влаги и света.

Декинг с рифленой поверхностью и 6 модификациями по цвету не требует ежегодного ремонта и покраски, дополнительных затрат в процессе эксплуатации. Слоган компании – «Поставили и забыли!».

Компания «Интерстрой» предлагает сборные фальшполы собственного производства, выдерживающие нагрузки от 1000 до 3500 кг/м², с металлическими опорами и возможностью подъема пола на уровни от 7 см до 1,2 м. В качестве настила предлагаются плиты 600х600 мм из ДСП 38 мм или ГВЛ толщиной 30-38 мм с лицевым декоративным слоем под дерево с несколькими цветовыми вариантами или без покрытия для дальнейшей укладки разных видов напольных покрытий, включая паркет и художественный паркет, керамогранит и камень.

В плитах могут предусматриваться вентиляционные решетки и лючки. В качестве варианта предлагается поставка полов промышленного назначения с большей грузоподъемностью (до 3500-4000 кг/м²) и возможностью подъема до 2 м.

Вот и всё, что можно сказать про напольные покрытия на этой первой по порядку посещения выставке. Похоже, что матч за напольные покрытия выставочная компания ITE выиграла с крупным счетом, а «Крокус» - в проигравших.

Что до выставки MOSBILD, то, как и в прошлом году, ее визитной карточкой явились до отказа забитые туннели при выходе из станции метро «Выставочная». В павильоне №3, на трех уровнях представившем напольные покрытия, не было недостатка в разнообразии материалов для полов, в том числе деревянных.

Впечатляет заполненный посетителями просторный стенд фирмы «Да Винчи». Клееные двухслойные модули на полах с набором различного цвета пород в лицевом слое, включая вишню и черешню, с наборными рисунками укладки и высокой точностью изготовления. Для ансамблевого оформления интерьеров предусмотрены совпадающие по цвету материалы стеновых панелей. При этом сборка стеновых панелей с чередованием планок двух видов по толщине обеспечивает 3D-эффект.

Во множестве на этой выставке представлены пробковые покрытия с разной фактурой и многообразием цветов поверхности, в том числе и гидрофобные покрытия. Иногда предлагаются комплексные решения для оформления интерьеров пробкой, когда пробковые напольные покрытия дополняются настенной пробкой, например, в виде пробковых «кирпичей» и пробковым покрытием дверей. И вообще, как и в прошлом году, был представлен обширный мир пробки, философия и образ жизни – Corkstyle.

Как и в прошлом году, приятное впечатление произвёл стенд вологодских производителей плинтуса Finitura décor, качественные образцы, включая радиусный плинтус из массива и шпонированный из МДФ высотой от 70 до 120 мм, знающие стендисты, готовые к ответам на любые вопросы. В складской программе фирмы плинтусы разных профилей шириной от 15 и 19 мм и высотой от 70 до 120 мм. 20 разновидностей цветовых и фактурных решений простираются от беленого дуба, через зебрано, сапеле, махагон, орех, эбен до палисандра и венге. Кроме того, предлагаются дополнительные профили на заказ и подбор цвета под любой образец или по таблицам RAL, NCS.

Наряду с плинтусом из массива в арсенале фирмы продукция из МДФ, имеющая повышенную стабильность и наряду с гладкими поверхностями предусматривающая поставку изделий с фигурными вставками. Ширина таких плинтусов – 13, 15 и 16 мм, высота – от 70 до 200 мм.

Под гордой надписью «Доски Для теплого пола» (орфография сохранена) – остроумное изделие. Это многослойная доска с лицевым слоем из ценной породы, клееным на березовую фанеру. Но в нижнем слое достаточно частые отверстия диаметром более 20 мм и глубиной до основания лицевого слоя. Клееная многослойная основа с взаимно-перпендикулярными слоями обеспечивает стабильность покрытия, а отверстия обеспечивают ускоренную передачу тепла к поверхности и снижают тепловую инерцию покрытия.

Торговый дом Эко-Стиль представил продукцию своих испанских партнеров STP Wood Flooring. Здесь множество интересных новинок, в числе которых запатентованная конструкция замка STP lock для бесклеевого соединения паркетных модулей, обеспечивающая надежную фиксацию и прочность соединения с помощью закладного пластмассового клипа, вводимого в закругленные пазы основания модулей.

Вариант крепления с дополнительными скобами позволяет использовать модули для настенного крепления при формировании из них стеновых панелей. Что касается паркетных модулей на основе паркетной доски (толщина лицевого слоя 4 мм, подоснова – 12 мм), то кроме распространенной квадратной формы для сплошного замощения предлагается достаточно большое число других вариантов, в числе которых правильные шестиугольники, ромбы, форма модуля в мавританском стиле (morisco), модуль – «чешуйка» (squama), модули «силуэт» («90х60х90») и другие.

Всё разнообразие модулей разбито на 9 групп, предназначенных для напольного применения или использования в качестве элементов стеновых панелей, а также для формирования террасной доски, которую с помощью регулирующих по высоте элементов можно без специального выравнивания устанавливать на неровные поверхности. В качестве пород лицевого слоя используются дуб (37 вариантов тонировки), орех (7 вариантов тонировки), тик, ироко, бук, ятоба, венге, клен и некоторые другие.

Предлагается также вариант кожаного покрытия с разнообразным тиснением, а также коротковорсное покрытие на основе коровьей шкуры с вариантами окраски под шкуру зебры, ягуара, жирафа и другими. Для окраски привлекают итальянских специалистов высочайшей квалификации.

Со стенда не хочется уходить, а хочется остаться на нем, чтобы жить в роскоши и разнообразии. Да жаль, выставка работает последний день.

Фирма «City – Deco - декоративный паркет» и ее московские представители демонстрировали в своей экспозиции паркетную доску и двери. Фирма большая, пять филиалов в Китае, занимающихся напольными покрытиями, 500000 м² площадей и 3000 сотрудников. Ежегодный объем продаж 4 млн. м² паркетной доски, хотя мощность позволяет производить больший объем.

Продукция, предназначенная для экологически ориентированных покупателей, хорошо продается в Европе и США и очень высоко оценивается на китайском рынке экспорта паркетной доски. Характеристики, возможные для разных видов продукции: общая толщина – 15 мм, в т.ч. лицевой слой – 4 мм; замковое соединение; породы лицевого слоя – дуб, ясень, лиственница; возможны браширование, нанесение фаски 1 мм, ручное простругивание, патинирование, тонирование, использование на подогреве, различные виды распила древесины лицевого слоя, в том числе с сучками и трещинами, а также термообработка и подкапчивание на всю толщину лицевого слоя. Доска может быть однополосной и трехполосной, последняя может иметь рисунок замощения «ёлкой» и «палубой».

Вроде бы всё как у всех. И все же следует сказать, что за 17 лет изготовитель добился многого: продукция привлекает благородством оформления, точностью изготовления, разнообразием вариантов, заменой экзотики тщательно выполненным тонированием и обработкой поверхностей. Качество искусственного старения и обработки поверхности паркетной доски очень высокое.

На выставке широко представлена была инженерная доска – клееный из 2-3 слоев продукт, все слои которого выполнены из твердолиственной древесины. Этот стабильный, качественный и долговечный материал предлагался в коллекциях многих производителей, в числе которых можно назвать, например, компанию TEKA Parquet, производящую деревянные напольные покрытия в Индонезии на немецком оборудовании и по немецкой технологии.

В ее арсенале классическая паркетная многослойная доска на подоснове из гевеи или хвойных пород с толщиной лицевого слоя 3,4 мм и инженерная доска (коллекции XXL и Trinity) с общей толщиной 19 мм и толщиной лицевого слоя 6 мм. TEKA производит доску в 3-х, 2-х и однополосном вариантах. Расположение производства способствует использования большого числа экзотических пород. Здесь венге, махагон, дуссие, палисандр, кемпас, мербау, бангкирай, ироко, гевея и другие, а также традиционные европейские породы – дуб, вишня, ясень, клен, орех, бук. Трехслойная инженерная доска из мербау имеет толщину 20 мм, лицевой слой 6 мм и микрофаску с 2 или 4 сторон.

Интересным инновационнм продуктом является коллекция паркетной доски TEKA LINE c верхним слоем из микропланок 5х50 мм из массива мербау или кемпаса, в какой-то мере по внешнему виду напоминающая так называемый индустриальный паркет. Ее иногда называют «соломкой» и дизайнерским паркетом. Толщина этого изделия 14 мм, толщина лицевого слоя – 3,4 мм.

Некоторые коллекции продукции подвергаются эффективному, в основном ручному состариванию. В том числе коллекции модулей с наборными рисунками, повторяющими убранство старинных замков и дворцов. TEKA – синоним высокого качества и многообразия возможностей, обеспечиваемых научными достижениями и высокими технологиями.

Паркетная химия обычно не очень щедро представлена на этих выставках. А на этот раз и вовсе у меня было всего лишь две мимолетных встречи с ее продукцией. Сиротливо стоял небольшой стенд российского (что само по себе радует) производителя клея для гибких напольных покрытий.

И достаточно полно выглядел стенд славного производителя шведских паркетных лаков Arboritec. Продукцию этого производителя характеризуют особая прочность на износ, простота ухода при эксплуатации, превосходная адгезия при нанесении, использование в производстве возобновляемых ресурсов и низкий уровень эмитируемых летучих органических соединений.

Эти водные полиуретановые лаки рекламируются как содержащие упрочняющие керамические добавки и УФ-фильтры на основе нанотехнологий. Слоган производителя – «Наши финишные покрытия работают лучше и служат дольше». В продуктовой линейке также масло и масло/твердый воск, средства по уходу. К сожалению, у меня нет опыта работы с продукцией Arbotec, и приходится полагаться на мнение производителя о том, что использование наночастиц в его продукции позволяет компонентам покрытия глубже проникать в древесину, обеспечивая повышенную адгезию, прочность и устойчивость к царапинам.

Можно было бы рассказать также о качественных разновидностях паркетной доски от компаний PARLA из Финляндии, Grabo из Венгрии и об особенном штучном паркете и массиве от ALIPARQUETS из Сан Марино, обработанном с использованием всех самых современных и ухищренных способов отделки деревянных напольных покрытий, но, наверное, пора подвести итоги двум выставкам этого года и попытаться обсудить какие-то тенденции в развитии отрасли производства деревянных напольных покрытий.

Собственно продолжилась тенденция нескольких последних лет, о чем в частности свидетельствует обилие на выставках и рынках предложений по замене деревянных напольных покрытий с помощью композитных, керамических и ПВХ материалов, имитирующих внешний вид деревянных полов, но далеких от их качества и характеристик, натуральности и экологичности.

Даже художественный паркет не избежал общей участи. Недаром довольно часто встречалась гордая реклама материалов, «идеально имитирующих дерево». Но имитатор – не новатор, как пересмешник – не соловей. В этом году значительно уменьшилось число экспонентов, представивших на выставках штучный паркет и массивную доску. Что до художественного паркета, то его или просто не было или мне не повезло с ним встретиться на этот раз.

Вместе с тем следует сказать, что растущее число коллекций многослойной паркетной доски и инженерной доски свидетельствует о популярности этих продуктов, хорошо зарекомендовавших себя в наших непростых климатических условиях. К тому же развитие новых технологий, в том числе искусственного состаривания древесины, тонирования, патинирования, машинной и ручной обработки поверхностей, создания паркетных модулей на основе паркетной и инженерной доски позволило преодолеть такие недостатки этих материалов, как малое разнообразие рисунков и скупость цветов и фактур поверхностей.

Развивается тенденция к отказу от применения многих экзотических пород в рамках общего стремления к повышению экологичности деревообрабатывающих производств и прекращению бесконтрольной вырубки тропических лесов. Пионером в этом направлении явилась некоторое время тому назад австрийская фирма Weitzer Parkett, полностью отказавшаяся от использования экзотической древесины. В качестве успешной замены экзотике широко предлагаются тонирование древесины и ее термообработка.

Такие лидеры отрасли производства паркетной химии, как Berger-Seidle, Vermeister и Osmo предлагают многие десятки тонирующих средств самых разнообразных цветов и оттенков при общей высокой экологичности своих продуктов.

Вслед за пионерами прошлогодних выставок в этом году уже многие производители представили паркетные модули на основе паркетной и инженерной доски с достаточно интересными рисунками замощения. Искусственное старение завоевывает всё большее пространство, вбирает в себя новые материалы и методы и, похоже, из моды превращается в равноправное направление развития отрасли со своей философией и мощно влияет на оформление интерьеров и развитие стилистики интерьерного дизайна.

Продолжается победное шествие пробковых покрытий. Как и следовало ожидать, пробка, прижившаяся на полах, сегодня предлагает комплексные решения для оформления интерьеров, находя себе применение для отделки стен и дверей.

Почему так скупо представлена на прошедших только что строительных выставках паркетная химия, в то время как на отечественном рынке успешно продается и пользуется устойчивым спросом продукция таких производителей и такие бренды, как немецкий Berger-Seidle, швейцарский Sika, французский Bostik, итальянский Vermeister и некоторые другие? Это недоработка выставочных компаний и тяготение производителей к узко профессиональным химическим выставкам или политика российских представителей производителей, уже добившихся популярности этой продукции и сосредоточивших свои усилия и вкладывающих средства в развитие дилерских сетей и в рекламу продукции в интернете и через создание системы обучения для профессионалов? Возможно, выставки весны следующего года дадут ответ на этот вопрос.

Вот, пожалуй, и всё, что можно сделать в экспресс-отчете по горячим следам двух выставок. Будем надеяться, что на очередных строительных выставках кому-то из сегодняшних посетителей-профессионалов удастся не только людей посмотреть и узнать, «Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?», но и себя показать.