Как сказал Барри Креститель из фильма Гая Риччи «Карты, деньги, два ствола»: «Если вещь выглядит старой, за нее дают денег». В данном случае – паркет не исключение. Искусственно старить древесину начали с незапамятных времен, придавая, например, свежеспиленному дубу антураж мореного, просто замочив его в аммиаке. Дальше – больше.

Я по отцовской линии наполовину из старообрядцев, наша местность, именуемая до революции Гуслицей, славилась разного рода криминальным людом: конокрадами, фальшивомонетчиками, был даже местный Робин Гуд – Василий Чуркин, герой серии романов Н.И. Пастухова, издателя газеты «Московский листок». А были деятели, которые подделывали иконы. Икона пишется не на глаз или по памяти, а по прописям – нечто вроде шаблонов. Прописи снимали с древних дониконианских икон. Затем свеженаписанная икона помещалась в ледник, чтобы краски потрескались якобы от времени; икона выпаривалась, чтобы доска приняла изогнутую форму; затем коптилась и прокуривалась, чтобы был эффект старой намоленной иконы. Немного состаривалась механически и – вуаля! Свеженаписанная икона стоила рублей 5-10, намоленная, написанная до реформ патриарха Никона 200-300 рублей. Это примерно во времена правления Александра III.

Вернемся к делам паркетным. Паркетные работы предполагают процесс реставрации, т.е. обновления паркетных полов до состояния новых. Бывает наоборот – людям хочется налета старины, или укладка паркета предполагается в таких местах, где внешний вид полов довольно быстро потеряет свежесть – рестораны, кафе, бутики и прочие заведения, где людям не свойственно разуваться. Цена за укладку м2 такого паркета имеет весьма большой разлет. Все зависит от того, что это за полы.

  • Первый вариант – самый дорогой. Это действительно старые полы с разборов старинных домов, в Европе и Новом свете есть ряд контор, которые занимаются поиском, покупкой, а затем продажей подобных раритетов. В Москве, например, это «Мастерские братьев Немцев».
  • Второй вариант – это старая древесина, но не паркет, а, допустим, старые балки или настилы из старых вагонов. Материал демонтируется, отправляется на паркетную фабрику, где из него производят паркет с реальным антуражем старины.
  • И вариант третий, так называемый новодел. Тут уже полет фантазии ограничен только наличием инструментария, ассортиментом химического арсенала, а если есть печи или коптильные камеры – вообще красота. И еще запас времени. Не сто лет, даже не 10, а каких-то несколько дней, и из свежевысушенного дуба можно сделать раритет.

Способы состаривания древесины

Искусственное состаривание древесины можно разделить на четыре типа – механическое, ручное, термическое, химическое и художественное

Как происходит механическое состаривание? Металлическими щетками, стальными или латунными, выбираются мягкие волокна древесины, чем достигается эффект браширования, делающий обрабатываемую поверхность более рельефной. По мягким породам подойдут также нейлоновые щетки. Можно использовать обычную болгарку, существуют и специальные брашировальные машины. На производствах налаживают даже целые линии, тут все зависит от объемов и размаха.

Как вариант ручного состаривания можно рассматривать тес или строгание древесины, когда вместо шлифовки паркета мастер ручным рубанком грубо обстрагивает доски, придавая каждой из них неповторимую структуру.

После ручного или механического процесса состаривания древесина обязательно должно быть нанесено защитное покрытие – лак, масло или масло с твердым воском.

Есть еще такой вариант, как эффект грубого распила – доска пилится вдоль, затем шлифуется абразивом с мелкой зернистостью, чтобы сохранить следы от пилы на поверхности древесины.

Термическая обработка представляет собой равномерный обжиг поверхности древесины с целью достижения эффекта выгорания мягких волокон. Затем с уже остывшей обожженной древесины щетками удаляется образовавшийся нагар в результате чего контрастно и структурно вырисовывается яркий древесный рисунок. Степень обработки определяется индивидуально, затем древесина шлифуется и обрабатывается защитным покрытием – лаком, маслом или маслом с твердым воском.

К химическому варианту состаривания древесины можно отнести обработку щелочью, уксусом или аммиаком. Древесина в большей или меньшей степени, в зависимости от породы, содержит тонины, смолы или эфирные масла. С ними в реакцию вступают химические составы, за короткое время резко вызывая процесс потемнения, который естественным путем мог происходить многие годы. Проблема в том, что не все способы химической обработки благоприятны как для самой древесины, так и для экологии, а как следствие, и для здоровья человека. Мы можем предложить безопасный вариант – щелочной раствор Berger Bio Lauge. Этот раствор вытягивает тонины, за 10 минут дает роскошный эффект морения и максимально безопасен.

Одним из самых безопасных способов обработки дерева под старину, является художественный.

  • Патинирование в деревообработке – это целое направление по внешнему состариванию материала. По оттенку и цветовому решению может быть абсолютно разное – темное и белое, металлическое и просто разноцветное. Краской осветляются или затемняются борозды от браширования, с поверхности пигмент сошливовывается, тем самым достигается контрастная винтажная структура. Эффект патинирования достигается лаками, химическими составами, воском или парафином, акриловыми красками. Общий принцип – это нанесение тонера в борозды древесины и удаление излишков красящего состава с поверхности.
  • Кракле – способ, чем-то схожий с процессом искусственного состаривания икон, о котором писалось выше, не зря я его упомянул. Ряд лаков и эмалей после высыхания имеют эффект растрескивания и создают видимость старины.

У художественных способов старения один недостаток – они являются сугубо декоративными и более подходят для мебели, чем для паркета, но, тем не менее, периодически применяются некоторыми мастерами по укладке и отделке паркета.

И еще, как я узнал на одной из предыдущих работ, есть один способ, схожий с процессом состаривания древесины, – природный. На производстве, специализирующемся в изготовлении паркета и террасной доски, в ясную погоду выносили тик на улицу и раскладывали на солнцепеке, как это комментировал владелец предприятия – чтобы тик подзагорел. Т.е. солнце выжигает легнин, и делает структуру древесины более контрастной. И тик из плантационного превращается в подобие лесного, конечно, не по свойствам, а по внешнему виду.

Так что вариантов старения паркета, как видите, довольно много. Экспериментируйте и получите полы в винтажном стиле с правдоподобным налетом старины!