Красиво жить не запретишь или Глянец по необходимости или по моде
Так есть что-то в глянцевом паркете или одни понты, память о распальцовке 90-х, когда у быстро разбогатевших новых любителей шикарных интерьеров всё должно было сверкать, искриться и струиться? И когда ближнее Подмосковье проросло, как поганками после ядовитых дождей, странными особняками, строившимися вовсе без проектов, по наитию, а то и по проектам лихих архитекторов, быстро освоивших строительство в таких стилях архитектурного оформления, как Хай-так, Потрафитто, Чегоизволитес. Некоторые из них так и не были достроены, какие-то с большими потерями продавались для переделки, некоторые пустуют, обозначая застолблённый участок, который за это время существенно вырос в цене после того, как вступил в силу порядок юридического оформления земли.
Да к тому же и само слово «глянец» претерпело существенную девальвацию, обозначив малопочтенные журналы на мелованной бумаге, проповедующие роскошь сигарных салонов, сверкающую или потертую по канонам shabby chik кожу обивки эксклюзивных образцов работы итальянских дизайнеров и мебельщиков, дорогие швейцарские часы и коллекции украшений, соизмеримые по цене с размерами долгов пенсионного фонда страны. Так это слово в современном понимании в чем-то стало синонимом термина «гламур», в свою очередь прошедшего путь от английского «грамматика», «волшебство» до современного обозначения стандарта «роскоши», «шикарного», внешнего блеска. По Виктору Пелевину, гламур (глянец) - это маскировка, которая нужна для того, чтобы повысить свой социальный статус в глазах окружающих, чтобы они думали, что человек имеет доступ к бесконечному источнику денег.
И всё-таки, давайте попробуем восстановить значение этого слова. Давайте подышим на глянцевую поверхность, потрем ее кусочком замши, постараемся восстановить сущность понятия «глянец» применительно к такому элементу современного интерьера, как деревянные напольные покрытия. Вспомним, к слову, как об этом сказано в договоре свободного охтенского паркетного мастера на работы в нижнем и антресольном этажах старого Эрмитажа в конце XVIII в., где после перечисления особенностей настила и требований к древесине говорится: «Настланные паркетные полы с галтелями сдавать совершенно чистые, плотные, без реек и всякой замазки и натертые воском, глянцевитые». Ведь явно в те времена речь шла не о раздувании щек, да и заказчица у эрмитажного строения под руководством архитектора Фельтена была правительницей серьезной и строгой.
![](/pictures/225/pictures1098-2-02-10-2019-19-04-17.jpg)
Итак, что же такое сверкающий на полах глянец, почему он востребован время от времени и по разным поводам уже несколько веков, где он желателен, в каких случаях необходим, и почему его так не любят отечественные паркетчики? Один из ответов на эти вопросы в хрестоматийных пушкинских строках: «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета». Мода, вечная и меняющаяся, уходящая и возвращающаяся, возвышающая и ниспровергающая, мода, сменяющая востребованные стили архитектурного оформления интерьера по каким-то не поддающимся рациональному объяснению законам, именно она – главная причина регулярного обращения к сверкающим полам. То ли этот всемогущий диспетчер стилей диктует ипостаси и других элементов отделки интерьеров деревом, к числу которых относятся двери, мебель, отделка потолков, стеновые панели, то ли усилия дизайнеров отличиться в какой-то из конкретных вариаций элементов стиля приводят к распространению тех или иных модных трендов.
Сегодня нарастающая потихоньку востребованность глянцевых натяжных потолков «Потолкофф», итальянских минималистских дверей Pulizia со стеклянными вставками, глянцевой отделкой и широкой цветовой палитрой, итальянских же кухонных гарнитуров с говорящим названием «Сияние глянца», серьезных музыкальных инструментов с классической зеркальной отделкой заставляет думать, что пришествие очередного витка «глянцевой» моды не за горами.
Из числа стилей архитектурного оформления можно выделить те, для которых глянцевые и зеркальные панели – непременная составная часть. Это прежде всего праздничный и роскошный арт деко с его светом, позолотой, зеркалами, перламутром, контрастами света и тени, блестящей кожей и глянцем отделки мебели. Это поп-арт с глянцем и неоном, ярким пластиком, кислотными обоями и текстилем и глянцевым покрытием полов. Это, наконец, современный хай-течный интерьер с отполированными до блеска хромом и сталью, множественными распределенными источниками пронзительного света, лаком, стеклом, пластиком. Здесь иногда приходится использовать местами рифленое стекло и матированный металл, чтобы хоть немного унять отчаянное буйство света и блеска.
![](/pictures/225/pictures1099-2-02-10-2019-19-04-27.jpg)
Особые требования к выбору варианта разновидности защитного покрытия деревянного пола предъявляет такая разновидность помещения, как детская комната. Казалось бы, какой глянец на полу в детской, ее маленькие обитатели расцарапают его игрушками и машинками, будут скользить и падать на сверкающем паркете. Ну, прежде всего благодаря препятствующим скольжению присадкам и средствам по уходу из состава современной паркетной химии глянцевые современные полы совсем не скользкие. А что касается того, что поцарапают, ну и пусть. Главное здесь – это способность пола собрать и отразить весь свет, попадающий из окон и от светильников в этом помещении. Глянцевое покрытие благодарно отражает 80-90% попадающего на него света. А, учитывая, что почти наверняка ребенок с игрушками или книжкой устроится не под специально подвешенным светильником, а там, где ему удобно, создать достаточное и равномерное по возможности освещение в детской – очень важная задача. Тем более, что дошкольник и младший школьник с удовольствием устроится на полу, где вместе с ним находят приют игрушки и игры, железная дорога, животные и куклы. Да и пыль на глянцевом покрытии отлично видна, что стимулирует маму почаще проводить влажную уборку помещения. Так что при наших длинных зимах и коротком световом дне на протяжении практически полугода глянцевые напольные покрытия на деревянном полу в детской просто необходимы.
Еще один пример целесообразности глянцевых напольных покрытий – выставочные помещения. Здесь ощущение праздника создается отражающимися источниками света и подсветки, кажущейся глубиной поверхностного слоя образцов, что характерно для применения глянцевого покрытия, и близкими к зеркальным отражениями экспонатов на полу. Вообще такие покрытия отлично смотрятся на больших площадях с большими, во всю стену окнами. Примеры таких помещений можно видеть во дворцах и галереях, построенных в свое время славными в истории отечественной архитектуры зодчими, в таких памятниках истории и культуры, как Большой кремлевский дворец в Москве, как Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
![](/pictures/225/pictures1100-2-02-10-2019-19-04-34.jpg)
Что же так пугает современных паркетчиков, когда они сталкиваются с необходимостью применения глянцевых покрытий деревянных полов? Дело может быть в том, что разнообразные источники света, отражаясь в глянцевом слое, создают на поверхности пола концентрированные яркие световые «зайчики». Благодаря концентрации света в них становятся четко видны малейшие дефекты поверхности защитного слоя и собственно поверхности паркета. Это и риски от шлифовки, и царапинки, и мельчайшие пузырьки, и пылинки, осаждающиеся из воздуха при нанесении лака, и даже очень незначительная «шагрень» и мелкие дефекты, и следы от инструмента (кисть, валики). Перфекционизм заказчиков, не ограниченный никакими требованиями существующих и в значительной степени устаревших нормативных документов, устанавливающих строительные нормы и правила, делает сдачу таких полов после завершения работ исключительно сложной проблемой. Для таких покрытий от паркетчиков требуется высший пилотаж и специальные приемы, не характерные для полуматовых и матовых разновидностей защитных покрытий.
Специалисты компании ВЕРНИСАЖ из Санкт-Петербурга, имеющие длительный опыт работы с самыми разными покрытиями, рекомендуют для таких случаев использовать полировку глянцевых лаковых покрытий. Наилучший результат удается получить, если дать лаку не только высохнуть и полимеризоваться, но и пройти после нанесения всех слоев процесс кристаллизации. Это в зависимости от условий может потребовать от 15 до 30 дней с момента нанесения последнего слоя лака.
Итак, вы решили добиться качественного покрытия деревянного пола глянцевым лаком и прибегнуть к полировке лакового покрытия. Вам придется выполнить определенную последовательность операций и соблюдать некоторые ограничения. Начнем с того, что тщательная шлифовка пола должна на последнем этапе производиться с использованием абразивного материала с зерном не грубее №120. Необходимо пользоваться пылесосом на каждом этапе работы, чтобы тщательно удалять пыль, образующуюся при шлифовке древесины и межслойной шлифовке при нанесении защитных покрытий, и остатки абразива от предыдущей шлифовки. Нужно принять меры по исключению сквозняков и турбулентного движения воздуха на месте производства работ, а также отключить общую вентиляцию и закрыть окна. Если отключение общеобменной вентиляции невозможно, нужно заклеить вентиляционные решетки в данном помещении, используя для этого, например, скотч.
Строгое соблюдение последовательности действий при нанесении глянцевых лаков не исключает возможности различных вариантов. Так, например, обстоит дело с использованием грунтовочных лаков. Применение однокомпонентного грунтовочного лака на спиртовой основе, например, Berger Uni Quick Primer (Exotengrund) слоем с расходом 100 г/м² позволяет избежать коробления древесины и не вызывает подъема ворса древесины. При работе с экзотической древесиной эта грунтовка защищает от возможного влияния масляных выделений такой древесины на адгезию финишного лака. В таких случаях используются два слоя грунтовки. В любом случае важно, чтобы использовался грунт на растворителе с высоким сухим остатком.
После грунтовки нанесение 2-3 слоев матового или полуматового лака с расходом 150 г/м² позволит закрыть возможные огрехи обработки поверхности древесины, включая царапины. По грунтовке можно наносить любые финишные лаки, в том числе на водной основе, например, глянцевый двухкомпонентный полиуретановый Berger Aqua-Seal 2K-PU, не опасаясь воздействия воды на древесину, делать это достаточно быстро, а не по одному слою в сутки, чтобы дать просохнуть влаге, использовать «толстые» слои финишного лака (с расходом 250-300 г/м²), не опасаясь избытка влаги. Наличие нескольких (4-5) «толстых» слоев лака позволяет иметь запас толщины, необходимый для шлифовки абразивными материалами со все более мелким калибром абразива (от 240 до 1500) при дальнейшей полировке.
![](/pictures/225/pictures1101-2-02-10-2019-19-04-41.jpg)
Нанесение «толстых» слоев лака производится специальным валиком с ворсом 15 мм. Для некоторых «красящихся» экзотических пород, в качестве примера которых можно упомянуть палисандр, а также при реставрационных работах по старым полам в качестве грунтовки рекомендуется использовать однокомпонентный изолирующий грунтовочный Berger Aqua-Seal ExoBloc. Если говорить об условиях проведения работ, желательно несколько понизить температуру в помещении, если есть возможность, слегка отрегулировать батареи отопления на снижение температуры.
Во избежание разноглянцевости при нанесении глянцевых лаков нужно не допускать неравномерности распределения глянцевой взвеси в лаке, тщательно перемешивая лак перед нанесением и используя специальную емкость для смешивания, если предстоит использовать две канистры лака. Нужно следить за одинаковостью температур деревянного напольного покрытия и лака, использовать замедлитель высыхания лака. Валик должен быть сухим, поскольку наличие воды в валике может приводить к разноглянцевости.
Увеличение толщины покрытия, а также компенсация структурной неравномерности поверхности древесины достигаются также благодаря использованию геля, например, Berger Aqua-Seal Spachtel Gel. Как правило, гель наносят между двумя верхними слоями лака, в том числе для заполнения провисов от шпаклевки. Расход геля небольшой – 5-20 г/м².
По завершении формирования лакового слоя необходимо провести тонкую шлифовку однодисковой машиной с сеткой 180 для устранения некоторых дефектов (шагрень, следы от инструмента, использованного при лакировке, загрязнения и пыль). Используется малооборотная машина примерно на 180 об./мин. Дальнейшая полировка предусматривает применение полировальных кругов с зерном от №240 до №1500 (последовательность смены кругов - №№ 240, 320, 600, 1200, 1500) без перескакивания через номера зерна. При достаточной кристаллизации лака одного полировального круга хватает примерно на 10-15 м² пола. Возможно применение полировальных кругов с еще более мелким зерном (№№ 1800 - 2000), но это требует времени кристаллизации лака не менее 30 дней.
Повторюсь, что получение такого глянца – непростая задача, связанная с повышенной трудоемкостью и некоторым удлинением срока отделки. Это может приводить к удвоению затрат по сравнению с обычным вариантом отделки полов. Конечно, все необходимые дополнительные операции и материалы должны быть учтены в смете работ, а к самой работе привлечены паркетчики с нужными квалификацией, опытом и оснащением. Данная статья не претендует на роль маршрутной технологической карты. Ее цель – дать общее представление о необходимых операциях и дополнительных материалах и оснащении, необходимых для получения высокоглянцевых покрытий деревянных полов.
Но если этого требует стиль оформления помещений и если таково желание заказчика, паркет может сверкать и отражать улыбку довольного заказчика и гордого своей работой мастера. В доме, о котором Белла Ахмадулина в «Сказке о дожде» писала «Я была в тот дом приглашена, … где над янтарным озером паркета всходила люстры чистая луна».