Post hominum memoriam - с незапамятных времен
Сегодняшнее наше обсуждение имеет, казалось бы, неожиданную тему: ПАРКЕТ и ВИНО. Да совместны ли эти два понятия? Давайте посмотрим, что может быть общего меж паркетом и вином, кроме того, что как вино, так и деревянные полы вглубь истории уходят, и где эта история начиналась, за давностью веков и определить трудно.

Очевидно только, что и то и другое имеет натуральное растительное происхождение. Вино, если не обсуждать фруктово-ягодную его ипостась и помнить, что старое название «хлебное вино» не к вину собственно, а к более крепкому напитку относится, так вот вино – это порождение виноградной лозы. И лоза эта в греко-римской традиции считается деревом. А hardwood flooring – то бишь полы из твердолиственной древесины тоже своим происхождением дереву обязаны.

Сегодня их делают более чем из 60 пород, отличающихся свойствами, окраской, фактурой поверхности, твердостью. Так же многообразна по видам и сортам лоза, и продукты ее отличаются и цветом, и вкусом, и ароматом.

А взять такое понятие, как винтаж. Для паркета – это имитация естественного старения древесины, механическая обработка поверхности разной степени брашированием или простругиванием, имитация повреждения материала древоточцем, разнообразное тонирование и патинирование.

Для вина винтаж – это вино, изготовленное в очень удачный для качества винограда, а, следовательно, и вина из него год, выдержанное, вызревшее, без излишней терпкости. Ну, например, портвейн хорошего урожая 1994 г., выдержанный два года в бочках и 10 лет в бутылочном разливе. Вот в 2006 г. – это уже винтажный качественный напиток. В качестве успешных для винтажных портвейнов лет можно указать 1948, 1963 гг., как это характерно для бренда Wine Spectator, например.

Или еще один термин, купажирование вина, когда смешиваются вина из разных сортов винограда или к вину урожая одного года добавляется вино другого урожая. И это создает неожиданные варианты вкуса и аромата. Разве комбинирование разных пород древесины в композициях художественного паркета или инкрустация паркетного замощения натуральным камнем, керамикой или даже кристаллами Сваровски, а также сочетание таких элементов паркетной химии, как, например, лак, накладываемый на масло из коллекции немецкого производителя паркетной химии Berger-Seidle не из той же категории? И разве такие составляющие качества паркета как его цвет, реакция на температурно-влажностные условия, на ультрафиолет, влияние качества исходного сырья для изготовления его элементов не сродни восприимчивости качества вина к аналогичным воздействиям?

А дубящие вещества из некоторых пород, дуба, например, которые создают роскошь и разнообразие цвета, придают этой породе устойчивость при эксплуатации, создают при взаимодействии с патинирующими веществами эффект красивого старения деревянных полов. В то же время именно они, попадая из дубовых бочек в коньяк и другие крепкие напитки, а также в некоторые выдерживаемые в бочках какое-то время вина (немецкие, например), придают этим напиткам чарующий цвет и особенный аромат.

Да и срок жизни некоторых коллекционных вин, когда украшение вашей коллекции – бордо знаменитого урожая 1953 г. или речь идет о заветном кувшине грузинского вина, закопанном под чинарой при рождении внука и предназначенном для его свадьбы, разве эти сроки не похожи на длительность жизни старинных паркетов, которые иногда укладывались в XVIII в. и дожили, как паркеты Антонио Ринальди из Китайского дворца в Ораниенбауме, до наших дней?


De gustibus et coloribus non est disputandum – о вкусах и цветах не спорят
Можно много говорить о разных брендах паркета и вина. Но я только что упомянул про грузинское вино. Для тех, кто помнит, такие марки этого вина, обязанные своим рождением иногда совсем небольшим виноградникам в горных ущельях или долинах, как Оджалеши, Ахашени, Гурджиани, Мукузани, Усахелаури, Киндзмараули, Твиши, эти и другие имена из этого ряда звучат как музыка.


Качество вина в основном зависит от одних и тех же факторов. Из самых важных можно упомянуть почву, климат, сорт исходного сырья. Удачное сочетание этих трех показателей определяет качество винограда. Еще один определяющий фактор — человеческий труд. Именно усердный труд виноградаря позволяет превратить исходное сырье в высококачественное вино.

А качество паркета – каковы его составляющие? Основные из них – твердость, грамотная сушка, стабильность к климатическим воздействиям примененной породы древесины, ее гигроскопичность и набор равновесной влажности, точность изготовления и обработки поверхностей, цвет, конструкция и методы соединения, применяемая паркетная химия и финиш, И снова труд и умения человека. Тут можно обнаружить много общего.

Давайте совершим путешествие по комнатам современного дома, только что отстроенного, оборудованного и украшенного по индивидуальному дизайн-проекту. Или это может быть старый или старинный дом, реконструированный и отреставрированный для вас с целью воспроизвести черты милой вашему сердцу эпохи и стиля архитектурного оформления. И попробуем найти помещение, которое больше всего будет вам по сердцу, в котором вы будете больше, чем где-либо еще, ощущать себя дома, о котором вы будете вспоминать вдали от дома, которое вам захочется сохранить в первозданном виде или наоборот постоянно обновлять его интерьер или содержимое коллекций, в нем хранящихся, если это библиотека, помещение с этноинтерьером, украшенным привозимыми из дальних путешествий сувенирами, винная комната или винный погреб, наконец.

И если это хранилище винотеки, то ее совсем необязательно размещать в подземной части дома. Главное – хранить свою коллекцию в необходимой для нее благоприятной среде, создать в предназначенном для нее отдельном помещении все условия для правильного хранения, ибо ценные вина требуют особых условий хранения.

... Я почувствовал себя дурно, без сомнения – вследствие сырости катакомб. Я поспешил окончить работу. Я сделал усилие и приладил последний камень; я его покрыл известкой. К новой стене я прислонил старую насыпь из костей. Прошло полвека, и ни один смертный их не тронул. IN PACE REQUIESCAT! (рус. Да упокоится с миром)
Если обратиться к описаниям винных погребов в классической литературе, то они часто изобилуют картинами сверкающей под лучами освещения или при свете факела селитры, выступающей на стенах, и затягивающей горлышки бутылок разной формы и поверхности бочонков с вином паутины и озвучены неторопливыми синкопами капель со сводов. Достаточно вместе с героями рассказа Эдгара По спуститься под землю в поисках бочонка Амонтильядо. На самом деле для этого требуется не только воспользоваться качественным оборудованием и специальной мебелью, но и создать подходящий по стилю и климату интерьер.

Допустимый диапазон температуры для винного погреба составляет 5-18ºС, а оптимальным является интервал 10-13ºС. Относительную влажность воздуха в помещении для винотеки необходимо поддерживать на уровне 75%, при котором не пересыхают пробки и не отклеиваются этикетки. Поэтому и бутылки нужно хранить в горизонтальном или наклонном положении, чтобы не допустить высыхания пробок.

Натуральная древесина – идеальный материал для отделки интерьера винной комнаты. Именно она может способствовать стабилизации влажности в помещении, а деревянные полы, декоративные деревянные панели – буазери в отделке стен и потолков или кессонные потолки помогут создать изысканную, респектабельную атмосферу, благодаря правильно выбранному цвету и неоспоримой натуральности как нельзя лучше соответствующую драгоценному содержимому бутылок и бочонков вашей коллекции.

Кроме не обсуждаемых в этом контексте металлических и пластиковых винных погребов, на рынке встречаются предложения отделки многими видами древесины, большую часть из которых составляют экзотические породы. В их числе массив кото, меранти, габон, мовингу, бразильский или ливанский кедр, зебрано, ироко, тик, лейсвуд, махагон, сапели, бубинго, падук, палисандр, мербау, ятоба, амарант, венге, эбеновое дерево, а также традиционные орех, ясень, липа, граб, бук, клен, ольха, дуб.

Даже если пренебречь определившейся в последнее время и развивающейся тенденцией к отказу от применения экзотических пород в практике ведущих деревообрабатывающих предприятий, среди перечисленных пород имеются непрочные, нестабильные в условиях эксплуатации при повышенной влажности (более 60%), содержащие смолянистые или масляные включения с заметным запахом, слишком контрастные или с очень темной окраской породы.

Кроме того, применение массива в условиях 75%-ной влажности достаточно проблематично для большинства пород. В то же время существуют материалы для изготовления деревянных напольных покрытий и декоративных панелей, предназначенных для отделки интерьеров, конструкция которых обеспечивает необходимую стабильность, а выбор защитных покрытий позволяет выбрать необходимый цвет и получить влаго- и грязезащищенные поверхности традиционной древесины.

Применительно к данной теме можно говорить, прежде всего, о трехслойной паркетной доске с дубом в качестве лицевого слоя «Штирийский Винный дуб» (Steirische Weineiche) производства известной австрийской компании Weitzer Parkett.

Weitzer Parkett – Nomen est omen (имя говорит само за себя)


Это паркетная доска премиум – класса с префинишным матовым покрытием импрегнирующим маслом заводского нанесения ProVital и уникальной тонировкой с применением красного вина для достижения цвета, идеально соответствующего концепции оформления винного погреба. Однополосная паркетная доска с толщиной рабочего слоя 4 мм и размерами 3800х240х15 мм имеет шпунтованное соединение с 4 сторон и благодаря высокой точности изготовления обеспечивает стабильное соединение без щелей по торцам.

Это не позволяет накапливаться пыли и определяет антиаллергенные свойства материала. Средний слой – высококачественная фанера, а опорный нижний слой изготовлен из пихты с направленными перпендикулярно к пласти годовыми кольцами. Оригинальное тонирование, структурная стабильность и пригодность для применения на полах с подогревом, а также возможность укладки с приклеиванием к основанию позволяют с успехом использовать его для интерьеров самых разных по назначению помещений, в том числе в антураже шоурумов, торговых помещений и галерей.

Если говорить о хранилищах коллекций, то можно рассмотреть его в качестве альтернативы испанскому кедру при оформлении помещений для хранения сигар – хьюмидоров. Наличие фаски по длине и ширине обеспечивает дополнительные эстетические преимущества использования «Винного дуба», в том числе в интерьерах с искусственно состаренными ингредиентами. Как и вся продукция компании Weitzer Parkett, доска «Винный дуб» полностью производится в Австрии.

Итак, аутентичность, натуральность материалов, четкий стиль, безукоризненное качество – достойное обрамление любой коллекции. Они незаменимы для роскошных интерьеров, для хранилищ коллекций вин и сигар, для ищущих новаторские решения дизайнеров и оформителей, для заказчиков, стремящихся к натуральным, оригинальным и комфортным вариантам отделки интерьеров.

Тем более, что правы были, наверное, Плиний, Алкей и авторы талмуда, утверждая, что, как говорили римляне, In vino veritas – истина в вине. Правда, в талмуде сказано более жестко: «истинная природа человека открывается через выпивку, деньги и ярость». А может точнее всех были старые студенты, которые пели когда-то: "вино, вино, вино, вино, оно на радость нам дано". Вино – дар человечеству от лукавого Диониса, дар старинный и легендарный. Ну, как же о нем и без легенды.

Auscultare disce – учись (внимательно) слушать
Вот одна из них, которую поведали мне участники необычной дегустации. Речь шла об известной истории с двумя амфорами, которые достал со дна моря один из наших руководителей. Помогали доставать их со дна боевые пловцы, целое подразделение, которым подполковник командовал.

Третья амфора там случайно обнаружилась в последний момент. Да тяжелая, не пустая оказалась. Что в ней? На всякий случай со всеми предосторожностями отбуксировали ее в соседнюю бухту, вытащили на песок, ФСОшники набежали, собаками обнюхали. А что там собаки, амфора старинная с греческим орнаментом миандровым, закрыта плотно крышкой и чем-то – смолой, воском либо сургучом замазана.

Долго возились с крышкой, которая вдруг соскочила, тут у всех фэсэошников крышу снесло от аромата. Пробовать сначала побоялись, ведь слишком долго, несколько веков в воде морской хранилось, а потом привели ефрейтора – срочника и скомандовали – пробуй. Что делать бедолаге, за неисполнение приказа - трибунал.

Перекрестился, чего отроду не делал, вспомнил маму и отпил. Потом еще пригубил, потом скомандовали – отставить, потом всемером оттащили. Пока думали, что делать с вином, по иерархии стали пробовать все причастные и по случаю рядом оказавшиеся. Так подполковнику – руководителю пловцов последний наперсток достался.

А потом посмотрели, подумали, подумали и решили не докладывать, замять. А то еще неизвестно, как что повернется. Если бы еще наша какая винная компания или хоть Массандра крымская, а тут – такое. Офицеров – участников по дальним гарнизонам раскассировали, рядовым – молчать. Так и осталась история про третью амфору тайной. Если бы не сайт Викиликс, так бы и не узнал никто. А вы говорите дегустация.

Специалисты компании «ВЕРНИСАЖ» предлагают отделку «Штирийским Винным дубом» для роскошных интерьеров, для хранилищ коллекций вин и сигар, для проектов ищущих нетривиальные решения дизайнеров и оформителей, для заказчиков, стремящихся к натуральным, оригинальным и комфортным вариантам отделки.