Тяга к псевдостарым вещам и образам былого, распространившаяся по всему миру и захватившая одежду,
 мебель
украшения, мебель, отделку и рисунки напольных покрытий из твердой древесины, стеклянную тару и флаконы для парфюмерии, осветительные приборы и многое другое в который раз заставила вспомнить, что «новое – это хорошо забытое старое». Соответствующий стиль получил название винтаж и распространяется на все новые области. Винтаж – это память о том, что когда-то было в моде, для одних и индивидуальный стиль сравнительно недорого для других. Недорого значит дешевле, чем антиквариат, хоть достаточно затратно. Во-первых, потому что винтаж требует применения значительной доли ручного труда и материалов и приемов, часто составляющих know-how для изготовителей, которые вкладывают в разработку заметные средства. Во-вторых, потому что мода на винтаж в какой-то мере эксклюзивна, а за такую моду приходится платить.

Дело дошло до того, что многие изделия сегодняшних механизированных, автоматизированных, компьютеризированных производств, близкие к идеальному по качеству, сверкающие всеми видами отделки и полной
 производство
палитрой цветов, воспринимаются как дешевка, общедоступная и поточная, как достояние плебса и людей без вкуса. Винтаж – это в значительной мере свобода выбора, гораздо большая не только в предметном мире, но и во времени, это свой стиль для каждого.

Способы патинирования поверхностей, их механического квази-износа, формирования на деревянных поверхностях и переплетах факсимильных книг следов от древоточцев разрабатываются серьезными специалистами и учеными, включают известные и вновь создаваемые средства, методики и научные достижения, охраняются соответствующими фирмами и составляют не меньшую тайну, чем формула «кока-колы», секреты изготовления клише и бумаги для печати денежных банкнот и методика образования кракелюр на поверхности красочного слоя поддельных или реставрируемых шедевров живописи.

Малую долю в этом винтажном изобилии, востребованном и появившемся на рубеже XX и XXI веков,
 антиквариат
составляют подлинные вещи, относящиеся безусловно к другому классу, а именно к антиквариату. В части напольных покрытий известна практика небольшого числа фирм, скупающих старый паркет, освобождающийся при сносе или реконструкции старых зданий. Цена за квадратный метр такого паркета сейчас в Европе превышает 1000 евро и будет только расти, так как ресурс поступления «антикварных» полов очень ограничен и истощается. По крайней мере, одна американская фирма предлагает полы из амбарных досок XIX века – наследия ферм центральных и южных штатов США.

Изготовление винтажных вариантов паркетных изделий (штучного паркета и модулей) и массивной доски требует их механической обработки металлическими или пластмассовыми щетками - браширования, лессирующего тонирования и патинирования. Все эти работы предусматривают очень большую долю ручного труда и поиск или разработку новых экологически чистых химических материалов. Создание эффекта старения связано с образованием на поверхности древесины затемнений и
брашировка
искусственных дефектов. Обработка дерева щетками или пескоструйная обработка позволяют выбрать более мягкую часть древесины, а затем покрыть ее цветным воском или маслом. Воск заполняет образовавшиеся трещины и подчеркивает естественный рисунок дерева, образуя разного цвета прожилки. Поверхность становится рельефной с ярко выраженной структурой, как это характерно для старого дерева. Червоточины на поверхности древесины можно имитировать, например, с помощью лазера или механическим путем. Возможно глубокое старение, формирующее шероховатую поверхность с перепадами высот до 2 мм и с имитацией трещин, потертостей и червоточин, и мягкое старение – шлифованная поверхность с небольшими трещинками и потертостями.

В качестве патинирующего может использоваться, например, состав фирмы Clou, с помощью которого поры древесины окрашиваются в желаемый оттенок. Патина наносится пистолетом или кистью и может иметь цвета: синий, желтый, зеленый, красный, красно-коричневый, белый, черный. Патина на основе органических растворителей и специальных пигментов быстро сохнет, не выгорает, готова к применению и легко шлифуется. Для тонирования (патинирования) поверхности дерева могут быть использованы специальные красители для паркета Teinte a bois производства компании Blanchon, имеющие натуральные цвета: белый, желтый, красный, зеленый, синий, черный и древесные тона: светлый, средний и темный дуб, «старый »
известь
дуб, красное дерево, мореный дуб, черешня. Необходимого цвета можно добиться путем смешения в определенных пропорциях различных цветов тонирующего средства.

Для старения досок (например, досок Chapel) используют известь и пары аммиака. Окраска древесины при этом происходит при реакции этих химических веществ с дубильной кислотой, содержащейся в дереве. После этого проводится обработка досок масляно-восковой смесью и кремниевой кислотой. Запатентованная технология обработки обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики. Стабилизация окраски древесины от слегка пестрой до более светлого и насыщенного желто-коричневого цвета может происходить в течение 3-6 месяцев.

Весьма эффективным является предназначенный для искусственного старения деревянных напольных покрытий патинирующий состав Berger BioLye компании Berger-Seidle на щелочной основе. Прозрачный жидкий материал после нанесения практически мгновенно вызывает значительное потемнение поверхности древесины благодаря взаимодействию с ее дубящими компонентами. Через небольшое время на потемневшей с некоторым градиентом тонов коричневого поверхности становятся видны подчеркнутые элементы фактуры древесины. Полностью имитируется патинирование
Berger BioLye
дерева, которое в естественных условиях происходит за десятки, сотни лет в результате воздействия на древесину кислорода воздуха, влажности и ультрафиолетового излучения. Через некоторое время после нанесения продукта необходимо для сохранения эффекта патинирования защитить поверхность масляным составом.

Для создания эффекта старения могут применяться также лаки, например, фирмы Votteler (Германия). После придания древесине желаемого оттенка с помощью морилок или патинирующих красителей наносится лак «Монодур 34100», а после его высыхания софт-лак «Пуридур 33250», с помощью которого можно получить эффект «растрескивания». Стиль требует, как правило, применения исключительно матовых лаков. В настоящее время при формировании образа состаренного дерева чаще используют масло или масляно-восковые смеси целого ряда производителей, включая уже упомянутого изготовителя продуктов паркетной химии компанию Berger-Seidle. Специалисты компании «Вернисаж», эксклюзивно представляющие ее продукцию в России, первыми вывели на отечественный рынок комплекс совместимых масла и лака, который позволяет, защитив поверхность того или иного деревянного напольного покрытия нанесением масла с необходимым для винтажного эффекта подчеркиванием фактуры древесины, нанести поверх него лак, создающий защитный износостойкий слой на поверхности пола. Это позволяет сочетать преимущества обоих видов защитного финишного покрытия.

Описанные и некоторые другие способы воздействия на поверхность древесины характерны для всех разновидностей напольных покрытий из твердой древесины
 грубо уложен
(паркета, доски из массива, инженерной и многослойной паркетной доски). При этом для паркета наряду с прочим возможно усиление визуального эффекта старения благодаря реализации упрощенных, нарочито грубых и даже примитивных рисунков укладки, применению планок большой ширины, использованию планок с краевыми фасками. Можно также воспользоваться образцами укладки из известных исторических архитектурных памятников.

В ряде случаев для создания эффекта старения используется термодревесина, получаемая при термической обработке дерева в течение многих десятков часов в специальных камерах. Иногда в этих целях применяется такой специфический материал, как морёный дуб. Подбор и укладка состаренных напольных покрытий производится паркетчиками-краснодеревщиками высокой квалификации и иногда требует нескольких итераций для получения необходимого визуального эффекта.
 царапина
Те, кто начал использовать технологию искусственного старения полов, сначала преследовали цель потрафить моде на винтаж, продвинуть некоторый новый по эстетике продукт – состаренный пол. Однако практически сразу же стало очевидным такое достоинство этих полов, как гораздо большая их адаптивность к износу, повреждениям, локальным царапинам, следам каблучков и т.д. Патинированным, обработанным металлическими проволочными щетками или нарочито грубо проструганным, потемневшим от воздействия щелочных составов этим полам нечего терять. По-другому складывается и отношение к ним со стороны заказчиков-перфекционистов, которые иногда лицом к лицу с поверхностью сияющего глянцем паркета разыскивают на нем следы несовершенства. Здесь, наоборот, каждое лыко от износа, удара, повреждения в строку. И это позволяет
 плюс
думать, что искусственное старение – не просто преходящая мода, а, скорее всего, дополнительная технология финишной обработки напольных покрытий, которая надолго войдет в арсенал изготовителей и укладчиков.

При реализации интерьеров строительных объектов в России немаловажно, что страна имеет почти трехвековые традиции создания художественных паркетных полов, которые восходят к эпохе строительства Санкт - Петербурга и представлены в значительном числе царских и княжеских дворцов, составляющих в том числе мировое культурное и архитектурное наследие. Упомянутые традиции в настоящее время продолжены деятельностью небольшого числа известных российских компаний – обладателей дипломов и призов международных выставок. В нашем отечестве популярность стиля винтаж связана также и с тем, что лозунг советских времен «отречемся от старого мира» и практика его насильственного внедрения во многом «прервали связь времен». Люди тянутся к своим корням, пытаются хотя бы так прикоснуться к истории культуры, рода, старые и состаренные вещи помогают им самоидентифицироваться, почувствовать сопричастность ходу времени.