Сегодня мы завершаем цикл статей о стилях оформления интерьера и их связи с паркетными работами. Подробно рассмотрев классический стиль, модерн, ар-деко, многообразную этнику, завершим наш обзор черно-белым интерьером.

С победой цветной фотографии и кинематографа черно-белые образы Даггера, Ньепса, барона Адольфа де Мейера, Картье-Брессона, Родченко, элегантные герои немого кино и голливудских фильмов 30-х годов отдалились, чтобы временами возвращаться в кинохронике, в сериальных ретроспекциях, в презентациях антикварных аукционов, где винтажные черно-белые отпечатки старых мастеров давно уже стоят очень заметных денег. И даже зеброподобная черно-белая композиция, рожденная в середине семидесятых творческим воображением Джанни Версаче, не получила сразу сколько-нибудь заметного отклика и до поры до времени пролежала невостребованной в папках великого модельера.

Конечно, черно-белая гамма никогда не выходила полностью из обращения. Вспомним маленький черный эталон элегантности, введенный в обращение Коко Шанель, или реалии аскетичного и в то же время наполненного шумом ветра, плеском морской волны, грацией бамбука и, может быть, потому не нуждающегося в многоцветье красок японского интерьера. Симбиоз белого и черного всегда в моде. Иногда эта мода одновременно поражает индустрию одежды, интерьеры, канцелярские товары и подарки. При этом может показаться, что это новая тенденция, дизайнерский прорыв, что теперь так будет долго или всегда. Но потом в черно-белую гамму кто-то вводит палево-розовый персик, зеленое яблоко, красный цветок, а под нашими ногами на уложенном штучном паркете среди венге и клена открывается лиловый амарантовый глаз на крыле бабочки или вспыхивает узором гирлянда из мербау на рукописном фоне карельской березы.

Черно-белые паркетные полы

После весенней миланской выставки с «Токийской бабочкой» (Tokyo Butterfly) из кориана Кими Хасегава и московского I Salone 2007 интерьерные журналы писали о победе черно-белых диванов и кухонь. Затем «Неделя декора с журналом «Мезонин» и выставка «Интерьер шоу» в Московском манеже закрепили эту победу. Мебель – важный элемент интерьера, но не единственный.

Мастера по укладке паркета ощущают веяние моды по повышенному интересу к темным экзотическим породам или вдруг овладевающему многими желанию устроить в новорижском или стрельненском коттедже или в типовой «двушке» традиционный японский интерьер. Конечно, это сужает цветовую гамму при выборе в широком диапазоне цветов более чем 60 пород древесины и моря тонировок, применяемых в современном паркетном деле. Однако множество оттенков белого и черного, характерных для такого натурального и потому не определенного жестко по цвету материала, как дерево и тонированное дерево, предоставляют декораторам достаточно широкие возможности работы в черно-белом пространстве.

Венге, мореный дуб, эбеновое дерево, палисандр, термоклен и термоясень и их цветовые антиподы клен, ясень, граб, лиственница дают достаточное число вариантов для черно-белых игр на полу, не говоря уже о возможностях тонирования и патинирования. Среди этих вариантов ряд классических рисунков укладки паркета и, прежде всего, шахматные квадраты и французская елка, которые и при выполнении из одной породы благодаря игре света в фактурах поверхности древесины создают на полу контрастные сочетания. Даже ординарная «палуба» при чередовании с определенной кратностью планок разных пород создает контрастные структуры. Полосатые структуры в паркетном покрытии могут связать отстоящие пространства или задать направление и ритм движения, одновременно являясь характерным элементом интерьера деко.

Возможности выразительных средств художественного паркета даже в прокрустовом ложе двухцветной гаммы обеспечивают множество вариаций на черно-белую тему. Здесь и взаимопроникающие зебровые структуры, силуэтные образы и контрастные символы, шрифтовые композиции и многое другое. Черно-белое исполнение обостряет конфликт образов, но отнюдь не менее эмоционально, чем многоцветные паркетные панно. И хотя кажется, о какой моде можно говорить применительно к деревянным полам, рассчитанным на столетие, а иногда и на столетия, паркет, как собственно и весь интерьер, может быть модным и стильным, несмотря на весь свой консерватизм.

Казалось, этот черно-белый призрак, как и положено призракам, пройдет по помещениям и растает максимум через полгода. Не тут-то было. Следующее «Интерьер-шоу» в Манеже осени 2008-го одело в черно-белые декоры уже более половины стендов, а весенний кризисный номер «Лучших интерьеров» воспроизвел их в цитатах интерьеров из Москвы, Версаля, Минска, Тайчжуна, Солнечногорска, Харькова, Милана, Кирова, Буэнос-Айреса, Ростова-на-Дону. И как знать, чего здесь больше: ностальгии по винтажным образам прошлого, прививки от перекормленного цветом гламура или кризисной аскезы. «Жизнь моя – кинематограф, черно-белое кино».

Заключение

Укладка паркета в классических интерьерах, в пространствах ар нуво и ар деко, в этноинтерьерах – пример того, как может быть модным и стильным один из самых долговечных и консервативных ингредиентов декора. Мода изменчива, а ручная работа, чистый стиль, естественные материалы всегда были и будут востребованы и оценены. Сочетание выстроенных для выбранной стилистики паркетных полов с соответствующими украшениями и цветовыми решениями в оформлении мебели, дверей, стеновых панелей и кессонных потолков позволяет реализовать ансамблевое оформление интерьеров, подчиненное единой стилевой идее.

Конечно, следует сказать, что большинство заказчиков воспитаны на эклектической стилевой традиции. Именно этим определяется вспыхнувшая популярность этностиля. Редко среди них встречаются те, кто влюблен в какой-то один выраженный стиль. Это счастливый, но требующий очень многого от проектировщиков и оформителей случай. Я встречал за многие годы не более полутора десятков таких проектов. Это было все-таки в основном обращение к традиции Belle Epoque – прекрасной эпохи модерна, и по одному разу – к шинуазри в Китайском загородном доме под Москвой и к американскому дикому Западу с его джинсовой культурой, ковбойскими стетсон хэтс, культом Харлея-Дэвидсона в детской части дворца уважаемого арабского шейха. К сожалению, часто заказчик либо не знает, чего хочет, либо хочет «разлюли малину». И тогда дизайнер интерьера для него – компас, собака-поводырь, путеводная звезда. Мастера паркетных работ компании «Вернисаж» – верные «пятницы» и помощники проектировщиков и оформителей в создании стильных пространств и интерьерных ансамблей. Как сказал когда-то Мис Ван дер Роэ, «Мы предпочитаем твердо стоять на паркете, но при этом смотреть на звезды».