Мы продолжаем разговор о связи стилей интерьера с напольными покрытиями. В предыдущих публикациях мы уже обсудили, как стили интерьера предопределяют выбор материалов и цветовых решений для паркетных работ; сделали обзоры классического стиля, модерна, ар-деко. А сегодня мы поговорим об этнических интерьерах.

Благодаря развитию средств коммуникации и созданию единого информационного пространства, а также возможностям путешествовать по всему миру нашим современникам открылся мир иных обычаев, эстетики, изобразительных искусств, мир незнакомых ранее и воспринимаемых как экзотические стран с таким особым укладом, как Марокко и Япония, африканские и латиноамериканские страны, Тайланд и Китай и множество других мест на нашей планете.

Что такое этнический интерьер

Итальянский мебельный фабрикант и дизайнер Пьер-Альберто Фригетти так определил сущность этого явления: «Этнический интерьер – это когда человек привозит в свой дом нечто, не имеющее никакого отношения к родной культуре. Например, африканский резной кусок дерева. Ставит его посередине, и это смотрится ярко и необычно». Этноинтерьер – это разнообразие выразительных средств, форм, колористических решений. Это способ достойно собрать эклектическую интерьерную композицию, смешивая не времена и стили, а обычаи и культуры. Это возможность комплексного интерьерного решения, сочетающего мебель, ткани, предметы искусства и народных промыслов, украшения, посуду, светильники, ширмы, ковры и циновки, орудия труда и предметы культа, гармонично развивавшиеся столетиями в рамках какого-то региона или какой-то этнической культуры.

Для напольных покрытий при этом характерно использование стилизованной орнаменталистики, символики, эпиграфики, изображений редких растений и животных, заимствование элементов и образов примитивной живописи и скульптуры (например, из фресок Тассили, как это сделала в свое время художница Татьяна Котельникова), а также применение наряду с керамикой и камнем экзотических пород древесины и других растений, характерных для выбранного этноса (бамбук, пробка, кокос, венге и т.д.).

Этноинтерьер стал модным в Европе более 200 лет тому назад. Можно вспомнить, скажем, оформление Китайского дворца в Ораниенбауме с проектами паркетных полов, выполненными Антонио Ринальди, и интерьер знаменитого старинного магазина «Чай, кофе» около Чистых прудов в Москве, спроектированный в конце XIX в. архитектором Карлом Гиппиусом для купцов Перловых. Но только в наше время этноинтерьер получил такое признание и распространение, что следует говорить уже не столько о моде, сколько о самостоятельном направлении интерьерного дизайна.

Для тех, кому приелся организованный европейский интерьер, кто не приемлет пышность барокко и изощренность рококо и неуютно чувствует себя в хай-течных композициях из современных обезличенных материалов и рационально организованных пространства и мебели, кого завораживает романтика дальних странствий, экзотические реалии заморских стран и символы не всегда понятных, но притягательных культур и обычаев – именно для них этноинтерьер создаст комфортную среду обитания и побудит к собирательству по всему миру аксессуаров и элементов украшения, характерных для построенных ими необычных экзотических миров.

Африканские мотивы в интерьере

Если говорить о видах этнического интерьера, то, пожалуй, присутствие Африки характерно для него более, чем какого-либо другого этнокультурного феномена. Будучи ранее уже представленной в колониальном стиле и ар деко, она предстает в современных интерьерах ритуальными масками, копиями скульптуры Бенина и примитивной живописи, зебровыми шкурами и реалиями бредбериевского «Вельда», кожаными изделиями и металлическими шкатулками Марокко, резным камнем Эфиопии. Полы для такого интерьера – лучше желтые, красные, темно-коричневые или почти черные (бади, махагон, орех, термодерево, палисандр, венге, эбен, тонированный дуб и мореное дерево). Художественными украшениями для них могут служить сцены охоты в духе наскальных рисунков, фрагменты карты Африки, изображения животных или хотя бы контрастные вставки в палубный рисунок, вызывающие в памяти образ тканого вручную деревенского коврика. Полное совпадение ощущений дадут, конечно, каменные или подобранные в тон керамические полы, но в нашем климате лучше поискать деревянный эквивалент глинобитным или каменным полам.

Японский интерьер

Японский интерьер требует существенно большей лаконичности. В нем для зонирования пространства часто используют ширмы и передвижные перегородки, а скупая отделка ведется натуральными материалами. Здесь у дерева на полу есть только один соперник или вернее компаньон – толстые маты из стеганых соломенных циновок – татами. Японский интерьер – минималистский, и из украшений на полу можно порекомендовать паркетные планки и доски с фигурными иероглифическими вставками или композиции с видами цветущей сакуры. Минимум мебели в большей степени оставляет открытым пространство пола, для укладки паркета используются темные породы древесины с ультраматовой, матовой или полуматовой защитной отделкой лаком или маслом. Здесь уместны термодерево, темный орех, мореный или тонированный дуб, венге. Вырезанные из кости или дерева фигурки – нэцкэ, лакированные полочки, инкрустированные перламутром, шитые или деревянные резные куклы, бамбуковые циновки на полу и стенах, графика и живопись со стилизованными изображениями цветов, танцующих гейш или самураев, наконец, бонсай и икебана из трав и цветов – все это явится отличным дополнением к пространству интерьера, для фонового оформления которого используются ширмы и темные полы.

Марокканский и индийский интерьеры

В марокканском и индийском вариантах этноинтерьера в сочетании с яркими расцветками тканей подушек, ковриков, настенных ковров, отделанных бисером, перламутром, стеклярусом, серебряными и золотыми нитями, полы призваны играть фоновую роль, обеспечивая в то же время общее цветовое и тоновое равновесие. Их цвет теплого спокойного оттенка в ряде случаев предусматривает применение груши, вишни и таких экзотических пород, как мербау, дуссие, ироко, а также тонированной в спокойные тона традиционной древесины. Для тонирования может с успехом использоваться широчайшая палитра цветов масла глубокого проникновения Berger Classic Base Oil Color.

Если для большинства вариантов этноинтерьера натуральное дерево напольных покрытий, разнообразное по рисунку и фактуре, предстает под прозрачными бесцветными покрытиями или лессирующими тонировками, то в случаях, когда нужно связать его с белыми стеновыми панелями и светлой мебелью, паркет и доски из массива закрашиваются белым по специальным технологиям, создающим на древесине полупрозрачный белесый налет или выбеливающим некоторые части структуры ее поверхности. Это характерно для интерьера в восточном стиле, в частности интерьера дзен, в котором сочетаются идеи нравственного очищения и отказа от роскоши. Здесь общий светлый фон, включающий выбеленные полы, контрастирует с геометрической простотой черной деревянной мебели.

Шинуазри (китайский стиль)

Выстраивая интерьер в стиле шинуазри (китайский стиль), столь популярном в России XVIII века, важно заставить паркетный пол говорить на одном языке с общим оформлением интерьера и аксессуарами, его наполняющими. Здесь могут пригодиться вариант «палубной» укладки паркета с подрезкой планок под 45° по короткой стороне, чередованием светлых и темных планок в полосе и сдвигом на цвет планки в соседних полосах, драконоподобные формы и извивающиеся линии, так удачно использованные архитектором Антонио Ринальди при оформлении Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме, и многое другое. Полы из мербау, бади, палисандра, клена и тонированного дерева под глянцевым или полуматовым лаком будут прекрасно сочетаться с изделиями из резной кости, деревянными чайными наборами на подносах под черным лаком, ширмами с яркими аппликациями и традиционной мебелью китайских мастеров, фигурками мандаринов и копиями терракотового воинства. Возможно также декорирование полов тем, что в XVIII веке в качестве росписи украшало мебель рококо и шинуазри – стилизованными китайскими пейзажами, выполненными в технике маркетри. Уместны в таких интерьерах также паркетные полы из темной или «прокопченной» массивной доски с фактурной обработкой поверхности дерева, например, простругиванием, а также бамбуковый паркет.

Общие черты этнических интерьеров

При всем разнообразии национальных особенностей и этнокультурных традиций, представленных в таком интерьере, есть некое общее свойство у абсолютного большинства используемых в нем материалов. Это их натуральность и природное происхождение. Поэтому с деревянными полами в таком интерьере могут сочетаться керамическая плитка, керамогранит и камень, а также некоторые виды кожаных и ковровых изделий ручной работы и натуральные циновки. Для паркетных полов характерна расширенная цветовая палитра, используемая декораторами в этноинтерьере. Сюда относятся все оттенки коричневого, желтый, красный, оливковый, фиолетовый, черный и почти белый, дополняемые цветами, которые придают древесине патинирование и искусственное состаривание. Средствами художественного паркета, в том числе бордюрами, розетками, модульными композициями решаются задачи воспроизведения оберегов, талисманов и имеющих сакральный смысл изображений животных. Кроме цвета, ряд изобразительных задач можно решать, используя рисунки фактуры древесины, характерные, например, для таких пород, как лэйсвуд, зебрано, а также для пробкового покрытия.

Пожалуй, наиболее сложно выстроить этнический интерьер на современной кухне. И здесь на помощь придут однотонная или с рисунком керамическая плитка в рабочей зоне и контрастный паркетный или дощатый фрагмент в обеденной зоне, состыкованные в необычном геометрическом ракурсе, несущем эстетику соответствующей этники, а также отделка кухонной мебели экзотической древесиной, привезенные керамическая или фарфоровая посуда и кухонные аксессуары.

Этноинтерьер – это погоня за индивидуальным, самобытным в пику стандарту и мейнстриму. Конечно, в большинстве случаев мы скользим по поверхности и пытаемся строить философию (характерную, например, для японского и китайского интерьеров), собирая в кучку привезенные со всего мира сувениры и имитируя орнаменты и цветовые коды. Но и попытки выстроить национальный антураж «один в один» и нескрываемая стилизация на тему имеют право на существование. Главное, чтобы не изменял вкус и не делались попытки совместить несовместимое, что превращает эксперимент с этноинтерьером в китч. Для реализации таких интерьеров будет лучше обратиться к опытному дизайнеру, а с укладкой паркетных полов со всей ответственностью помогут мастера компании «Вернисаж».