Построение интерьера в разных стилях архитектурного оформления и в частности в том, что касается напольных покрытий, являющихся равноправным участником тех или иных ансамблевых стилевых решений, связано с выбором сочетающихся с идеей оформления материалов, методов отделки, цветовых и тоновых решений, введением в проект необходимых элементов стиля, принятием решения о том, будет ли это так называемый чистый стиль, эклектика или фьюжн.

И то, чему посвящено наше сегодняшнее обсуждение, относится практически полностью к поиску эстетических решений. Поэтому здесь почти не будет разговора о прочности, долговечности, экологичности. Будем считать, что с этим у «Вернисажа», очень строгого в выборе партнеров – производителей материалов деревянных полов и продуктов паркетной химии, полный порядок. Специалисты компании имеют серьезный опыт укладки паркета (штучного и других самых разных полов) в различных условиях, а также следят за результатами эксплуатации полов своей работы.

И сегодня целью исследования являются проблемы создания красоты и стиля, соразмерности и взаимного соответствия элементов интерьеров, взаимодействия с модой, уходящей и возвращающейся на разных исторических этапах. И это при том, что мода капризна и преходяща, а напольные покрытия, по крайней мере, в том, что касается деревянных полов, довольно консервативны, если не сказать вечны. А на вызовы моды консервативные на первый взгляд деревянные полы отвечают изменением и расширением цветовой палитры покрытий, созданием винтажных вариантов укладки паркета, копчением, морением и термообработкой древесины, игрою с 4 разновидностями глянца финишных покрытий и даже сочетанием масляного и лакового финиша.

Произошедший за последние полвека прорыв в развитии средств и технологических методов деревообработки и защиты древесины позволяет в перенесении стилей предшествующих эпох в современный интерьер искусству распространиться на паркетные полы.

В наше время вся палитра образов предшествующих эпох и стилей стала доступной в эстетике паркетных полов. Сегодня в отрасли используются более 60 традиционных и экзотических пород древесины от почти белых до практически черных, а также имеются возможности разнообразного и стойкого во времени тонирования и патинирования.

В самое последнее время появились образчики паркетных модулей – декоров на основе паркетной доски или инженерной доски с лицевым слоем 4-6 мм и различными вариантами художественного замощения. Разработаны процессы искусственного старения древесины, включающие механические, химические и термические методы ее обработки. Мастера паркетных работ используют самое современное импортное и отечественное оборудование и паркетную химию от лучших европейских производителей.

Особенности использования разных пород древесины

Традиционная древесина: дуб, клен, ясень, карельская береза, лиственница – выращивается и обрабатывается в России, а десятки видов экзотических пород поступают из расположенных по всему миру ареалов произрастания. В последние годы из экологических соображений, чтобы сохранить на планете тропические леса, наметилась тенденция к сокращению вплоть до исключения применения экзотических пород. А разнообразие цвета в существенно более широком диапазоне и соответствующая стилям оформления колористика обеспечиваются уже упомянутыми средствами тонирования, патинирования и термообработки дерева.

Использование различных пород древесины в рисунках паркета позволяет расширить цветовую гамму этих рисунков и дает возможность сочетать по совпадению или контрасту следы годовых колец и сердцевинных лучей в текстуре поверхности элементов паркета из разных пород.

Одновременно с этим оно налагает определенные ограничения. Применяемые породы не должны существенно отличаться по таким показателям, как твердость, естественный блеск поверхности, стабильность к изменениям температурно-влажностных условий. Применение при стыковке элементов рисунка пород, близких по окраске (например, груша и клен, венге и тик, дуб и светлый орех), может привести к потере различимости этих элементов и «смазыванию» рисунка.

Очень осторожно следует применять породы, имеющие свойство существенно менять цвет в течение длительного времени после изготовления паркета. Точно так же резкое различие текстуры поверхности, характерное, например, для разного распила платана или карельской березы, может препятствовать формированию нужных свойств рисунка.

Резкая неравномерность окраски некоторых пород, например, оливы, тика и зебрано, должна учитываться при попытке их использования в тех или иных художественных композициях и иногда делает невозможным такое использование.

Таким образом, становится понятным, что из 60 упомянутых пород древесины в композициях из разных пород можно использовать примерно четверть или чуть больше от этого количества.

Разнообразие конструкций и вариантов укладки паркета

В то же время нужно отметить, что такая сравнительно новая категория для напольных покрытий, как конструкция, существенно влияет на их стабильность и расширяет выбор дизайнеров и оформителей. Речь может здесь идти о многослойной паркетной доске, инженерной доске, торцовом и индустриальном паркете, широкоформатных конструкциях напольных покрытий, паркетных модулях, паркете со встроенной системой акустической изоляции, спортивных полах. И эти решения могут находить себе применение практически для всех приложений, не исключая даже и реставрацию интерьеров в исторических и архитектурных памятниках.

Современные производства, технологии и технические средства, использование традиционных пород дерева, с успехом применявшихся нашими предшественниками на ниве русского художественного паркета, в сочетании со значительной долей высококвалифицированного ручного труда позволяют при реконструкции и воссоздании исторических зданий, памятников культуры и архитектуры, воспроизводить напольные покрытия, наиболее точно соответствующие духу и стилю соответствующих эпох. И делать это с допустимыми затратами и в необходимые сроки.

И хотя наша сегодняшняя тема прямо не относится к художественному паркету, но если речь идет о стилях оформления, куда же без него. Современные технологии производства и укладки паркета позволяют воплотить любую фантазию заказчика, архитектора и дизайнера.

Подобными возможностями не обладает практически ни один из других видов напольных покрытий. Современные композиции художественного паркета могут быть стильными и даже авангардными, они естественно впишутся, в том числе, в минималистский и хай-течный интерьер. При этом находки стиля ар деко смягчат холодность и герметичность хай-тека, а вензеля-монограммы, гербы и логотипы, шрифтовые композиции сделают необычным современный корпоративный или жилой интерьер.

Сочетание элементов художественного украшения с классическим («палуба», «елка», «плетенка», «шахматные квадраты» и др.) или модульным замощением, оптимизация методов укладки и оптимальный выбор пород позволяют регулировать цену укладки паркета в широких пределах.

К тому же, стилизация средствами художественного паркета совсем не обязательно требует дизайнерских композиций, распространенных на все пространство помещения. Иногда достаточно скромный бордюр, в рисунке которого присутствуют соответствующие элементы стиля, уложенный с фризовым отступом, может обеспечить необходимое ощущение стиля в интерьере.

Это может быть цветочная композиция для модерна, решетчатая структура или контуры автомобиля Этторе Бугатти для деко, королевские лилии или пышная гирлянда для ампира. Такой элемент, акцентирующий стиль, мало повлияет на затраты при оформлении, но выполнит свою функцию. Этакое «маленькое черное платье».

Аналогичным решением для такого эконом-варианта в разной стилистике могут быть несколько бабочек или стрекоз, розетка с атрибутами боя гладиаторов, версачевское изображение Медузы Горгоны или изящная, переходящая из одного помещения в другое композиция в стиле модерн, которую мастера по укладке паркета иногда называют «удар бичом».

Достаточно широко даже и в профессиональных кругах распространено мнение о фоновом предназначении полов в стильном оформлении интерьера. Несмотря на вековые традиции создания мозаичных каменных и керамических композиций и панно художественного паркета, знамением времени являются пространства, заполненные невыразительным керамогранитом или безликой паркетной или дощатой «палубой».

Хотя даже «палубный» рисунок укладки паркета имеет множество разновидностей, в том числе очень стильных и разнообразных. В следующих статьях мы поговорим о роли полов с разными видами напольных покрытий в решении задачи оформления стильного интерьера и обсудим это на примере нескольких стилевых направлений, которые являются вехами в истории архитектуры и искусства. Мода на них возвращается снова и снова.